Версия для
слабовидящих

Больше . Сброс . Меньше

Модель тьюторского  сопровождения  учащихся  в  условиях сельской общеобразовательной школы

 

 

  1. Паспорт проекта

 

1.

Наименование Проекта

Модель тьюторского  сопровождения  учащихся  в  условиях сельской общеобразовательной школы

2.

Основания для разработки Проекта

  • Закон об образовании РФ, ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897,
  • Национальная  образовательная  инициатива «Наша новая школа»,
  • Указ Президента Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисова от 26 декабря 2010 года №430 «О плане мероприятий по реализации основных положений Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ в Республике Саха (Якутия) на 2011 год,
  • Программа развития школы: «Информационно-образовательная среда «Дархан кыьата» как фактор повышения качества образования в условиях сельской школы»,
  • Инновационный проект школы «Профессиональная и тьюторская  компетентность педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС»

3.

Основные разработчики программы

Уарова Н.В., Пермякова Л.Д.

4.

Цель проекта

Создание условий саморазвития учащихся путем реализации тьюторского сопровождения.

6.

Задачи проекта

  1. Развитие тьюторской компетенции педагогов;
  2. Разработать содержание и механизм тьюторского сопровождения учащихся МБОУ ЧСОШ им. С.А.Новгородова «Дархан Кыьата»;
  3. Апробация различных моделей  тьюторского сопровождения.

7.

Сроки и этапы реализации проекта

2014 – 2015  гг. - подготовительный этап.

Разработка и утверждение проекта. Подготовка нормативно-правовой документации.

2015-2018 – этап внедрения.

Реализация проекта. Тьюторское сопровождение учащихся.

2018-2019 – заключительный этап. Мониторинг достигнутых результатов. Рефлексия и анализ результатов.

8.

Ожидаемые конечные результаты

  • Развитие тьюторской компетенции педагогов;
  • Реализация учеником собственной индивидуальной образовательной траектории;
  • Развитие учеником своего личностного потенциала: познавательные и профессиональные интересы, способности, возможности, компетенции, которые способствуют самореализации в личной жизни, профессиональной деятельности и успешной социализации.
  • Сформированность предметных компетенций – умение применять полученные  на уроках знания в реальных жизненных ситуациях;
  • Сформированность метапредметных компетенций –умение самостоятельно организовать собственную деятельность, умение планировать, контролировать, анализировать собственную деятельность и собственного «Образа-Я», умение решать познавательные, бытовые, жизненные проблемы посредством коммуникации и собственной деятельности; умение общаться не только на родном, но на разных языках, взаимодействовать не только со сверстниками, но с младшими, со взрослыми независимо от пола, возраста, национальности, статуса; стремление к творчеству и самосовершенствованию, умение создавать продукты интеллектуального и общественно полезного труда;
  • Сформированность мыслительных компетенций – умение анализировать, синтезировать, сравнивать, определять причинно-следственные связи теоретических понятий, жизненных ситуаций, обстоятельств; делать правильные выводы, обосновать собственное мнение; моделировать, проектировать продуктивные процессы в решении различных познавательных и жизненных ситуаций;   создавать продукты интеллектуального и практического труда;
  • Сформированность личностных качеств - умение быть ответственным, организованным, мобильным, самостоятельным, толерантным, целеустремленным;  действовать согласно  духовно-нравственным ценностям и традициям; умение работать в группе, коллективе, преследовать общую цель и др.
  • Апробация технологии саморазвития Ситии как тьюторской технологии.
  • Успешная апробация  тьюторского сопровождения в условиях общеобразовательной школы;
  • Полнота и соответствие научно-методического обеспечения целям и задачам образовательного процесса, требованиям ФГОС.

 

9

Исполнители проекта

Администрация, педагоги, учащиеся МБОУ - Чурапчинская средняя общеобразовательная школа  им. С.А. Новгородова

10

Объем и источники финансирования

Бюджетные и привлеченные средства

11.

Система организации контроля реализации Проекта

Педагогический совет школы,

12.

Юридический адрес учреждения, где выполняется проект

678670. Республика Саха (Якутия), Чурапчинский улус, с. Чурапча, Октябрьская, 32. МБОУ – Чурапчинская средняя общеобразовательная школа имени С.А. Новгородова»

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Анализ социокультурной ситуации

Наша школа является базовым образовательным учреждением в селе Чурапча, с населением 10 020 человек. Как показал анализ социального паспорта села Чурапча, количество всего занятых в народном хозяйстве составляет 4267 чел, что составляет 42,5% от общего количества населения. Из них: 58,5% трудоустроены в предприятиях и организациях, 26,4% заняты индивидуальной трудовой деятельностью и по найму у отдельных граждан, 15% - заняты в личных подсобных хозяйствах. Структура занятости показало, что большинство населения с. Чурапча занимаются государственным управлением, обеспечением военной безопасности и социальным обеспечением населения (23,8%), далее в торговле (20,1%), сельском хозяйстве (19,7%), транспорт и связь  (12,8%), областями менее развитыми являются обрабатывающее производство (1,2%), финансовая деятельность (0,25%).

В МБОУ – Чурапчинская СОШ им. С.А. Новгородова обучается 48,5% от общего количества обучающихся с. Чурапча. Наша школа находится в благоприятном социальном окружении, поблизости от школы находятся социальные, образовательные и спортивные объекты.

Таблица 1. Социокультурные учреждения с. Чурапча

                           

Направление

Названия учреждений, организаций

 

Основные мероприятия

Культурно – досуговое

АУ «Центр духовности «Айылгы»»

Проведение выставок народных мастеров, художественных выставок (в т.ч. выездные выставки);

Показ спектаклей, концертов (в т.ч. гастроли ведущих театров, певцов якутской эстрады)

Краеведческий музей.

Учреждения Управления культуры позволяют приобщить обучающихся к миру искусства, но ограниченность участия школьников в культурных мероприятиях, создает потребность в расширении дополнительного эстетического образования

КЦ «Айыллаан» - прекратило свое функционирование в 2012 году, часть функций переданы в АУ  «Центр духовности «Айылгы»»

Проведение конкурсов, концертов самодеятельности села Чурапча;

Организация работы кружков: вокал, драматический, исполнителей гитарной песни, ДНАТ «Дьиэрэнкэй»;

Организация киносеансов

Кинотеатр «Айыллаан»

Показ кинофильмов с синхронным репертуаром кинотеатров г. Якутска

Бытовое

обслуживание

населения

Парикмахерские «Локон», «Лилас»

Наличие предприятий бытового обслуживания позволяет обучающимся приобрести первичные трудовые навыки в период летнего отдыха, знакомство с рынком труда

Торговые центры – 3, магазины индивидуальных предпринимателей  сеть магазинов ПО «Маарыкчаан»

Центр фотопечати «Коника» ИП Барашков И.И.

Образовательные

услуги

7 дошкольных образовательных учреждений

Переход на технологию саморазвития «Ситии» подразумевает построение работы по преемственности с учетом указанной технологии и требований к планируемым результатам ФГОС ДОУ и НОО

Средние общеобразовательные школы: МБОУ Чурапчинская гимназия, МБОУ Чурапчинская СОШ им. И.М. Павлова, ГБОУ ЧРОССШИ им. Д.П. Коркина

Наличие средних общеобразовательных школ создает конкурентное поле, что должно стимулировать нас на поиск приоритетного направления в реализации образовательных услуг

ГБОУ «Чурапчинский колледж»

Наличие образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования позволяет вести систематическую профориентационную работу

ГБОУ ВПО ЧГИФКиС

УЦ «Арчы»

ГУ Центр занятости населения

В селе Чурапча есть положительная практика организации организованного летнего отдыха школьников, связанная с трудоустройством, что позволит приобрести нашим выпускникам первоначальный трудовой и профессиональный опыт

Детская школа искусств

Представлена отделениями, развивающими творческий потенциал обучающихся (вокал, музыкальное образование, балетный класс, класс хореографии, художественный класс, класс фольклора). Однако, как показывает практика, системой образования ДШИ охвачены обучающиеся начальных классов. В средней и старшей школе, возможность приобретения или продолжения обучения отсутствует.

Центр детского творчества «Радость»

Представлена отделениями, развивающими творческий и технический потенциал обучающихся

Спортивно – оздоровительное

Многофункциональный спортивный комплекс им. А.И. Федотова

Расположенный рядом со школой расширяет возможность занятий в спортивных секциях, придерживаться основ ЗОЖ.

Культурно – спортивный комплекс молодежи

Для занятий массовыми видами спорта для желающей молодежи;

Запись в спортивные секции для школьников села

Производственные предприятия

СХПК «Чурапча»

ОАО «Макрос»

Профстрой

Пищевая отрасль

Предприятия зоны экономического кластера

Перспективное развитие указанных областей будет способствовать расширению рынка труда. Программа социально – экономического развития МО «Чурапчинский улус (район)» нацелена на стимулирование развития производственного сектора местной экономики, что позволит расширить рамки социального партнерства школы.

 

Финансовые

учреждения

Филиал ОСБ РФ

Дополнительный офис ОАО «Алмазэргиэнбанк»

Филиал «Россельхозбанк»

КПКГ «Эрэл»

Филиала КПКГ:

«Ссудосберегательный союз», «Тойук», «Алмазкредитсервис»

Деловой центр «Баарт»

Наличие средних и мелких финансовых учреждений позволяет обучающимся приобрести первичные знания о рынке финансовых услуг и способствует проведению плановой профориентационной работе.

 

 

Как видно в таблице,  в селе Чурапча отсутствуют учреждения (любой формы собственности), предоставляющие дополнительные образовательные услуги, такие как репетиторство, лингвистические центры, исследовательские центры. Актуальным становится, поиск дополнительных ресурсов. Для обеспечения запроса учащихся необходимо использовать не только ресурсы села, но и другие возможности. Для этого необходимы –помощники, взрослые,   которые смогут сопровождать его в саморазвитии. Это не учителя, а педагоги в тьюторской позиции. Тьюторская позиция  - компетентность, характеризующая педагога как работника особой сферы, действующего в рамках открытого образовательного пространства.

Для выявления    спроса тьюторского  сопровождения было проведено анкетирование  период с  20 по 30 сентября 2016г. проведено анкетирование  среди учащихся с 5 по 9 классы.  Всего приняли участие 13 класс-комплектов, ответили 235 учащихся.

Анкета проводилась  на родном языке. Вопросы анкеты:

1.ФИ.возраст

2.Кто такой по твоему  тьютор?

3.Как ты думаешь, тебе нужен тютор?

4.Кого из учителей ты бы выбрал тьютором?

5. Чем бы ты занимался во внеурочное время? Какие дополнительные кружки и секции хотел бы ты посетить в школе?

Анализ ответов:

В основном обучающиеся понимают Тьютора как помощника, который помогает в трудной ситуации, наставник, репетитор.

Выбирают своих учителей предметников, учителей начальных классов.

На вопрос «Какие дополнительные кружки и секции хотел бы ты посетить в школе?»  дети хотят, чтобы в школе было плавание, фехтование, кулинария, иностранные языки, волейбол, баскетбол, хип-хоп танцы, туризм, швейное дело, корейский, японские языки, киберспорт, автодело, коньки, дзюдо, ушу, стрельба из лука, французский, парикмахерское дело, плотническое, столярное дело, хореография,  лыжи, живой уголок (присмотр за животными).

 

 

Выводы по итогам анкетирования:

  • По итогам анкетирования 66% опрошенных нуждаются в тьюторе, 14% сказали «нет» и 11% не знают. Таким образом, выяснилось, что обучающиеся нуждаются в людях которые будут им помогать.
  • Анкетирование показывает, что ресурсы школы не удовлетворяют запросы учащихся. В связи с этим возникает необходимость пересмотреть содержание образовательной программы школы.

Таким образом, выявлены следующие проблемы:

  1. Существующие в социуме и школе направления  полностью не могут удовлетворить запросы учащихся;
  2. Ребенок нуждается в человеке, который помогал бы ему в развитии, который интересовался бы им, направил бы его.

Для решения проблемы разработан проект «Модель тьюторского  сопровождения  учащихся  в  условиях сельской общеобразовательной школы».

Философские основания

Основная идея проекта

В Программе развития школы «Информационно-образовательная среда «Дархан Кыһата» как фактор повышения качества образования в условиях сельской местности» (2014-2019г.г.) миссией школы является воспитание поколения выпускников, способных на успешную самореализацию в личной жизни, построение собственной траектории  образовательной деятельности и успешную социализацию в любом обществе.  Для достижения данной миссии условиями реализации программы является переход на индивидуализацию образования. Процесс индивидуализации в современном педагогическом пространстве занимает важное место. Опираясь на закон «Об образовании в Российской Федерации» мы можем сказать, что индивидуализированное обучение –это будущее нашей школы. Под индивидуализацией принято понимать такую организацию учебного процесса, при которой учитываются индивидуальные особенности ребенка, что позволяет развивать все его потенциальные способности. Индивидуализация образования обеспечивает расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для учащихся, обучение по индивидуальным образовательным  программам.

Для реализации этих задач индивидуализации необходима позиция педагога, который  обсуждает совместно с учащимися и его семьей индивидуальный заказ на образование, сопровождает учащегося по индивидуальной траектории в пространстве школы  и помогает использовать  для индивидуальных потребностей образовательные ресурсы  за пределами образовательного  учреждения. Это тьюторская компетентность педагога.

В связи с этим в 2015 году был разработан проект «Профессиональная и тьюторская компетентность педагога как фактор повышения качества образования в условиях сельской местности». Проект успешно защищен,  имеет статус РИП.  В 2017 году проведено анкетирование среди учителей для самооценки тьюторских компетенций:

1.Компетентность в проведении мониторинга достижений и проблем обучающихся.

А. Готовность осуществлять педагогическую диагностику развития обучающегося, оценивать его индивидуальный опыт.

Б. Умение отбирать показатели освоения предмета в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

С. Способность отслеживать результативность освоения обучающимся образовательной программы, выявлять достижения и проблемы, предлагать способы преодоления затруднений

 

 

 

2.Компетентность в проектировании учебно-воспитательного процесса.

А.Умение ставить перспективные и краткосрочные цели обучения и воспитания обучающегося, индивидуальным особенностям обучающихся, позволяющие выбирать учебники, учебные пособия, дополнительную литературу в соответствии с конкретной образовательной программой и концепцией школы.

Б. Способность выбирать и обосновывать технологии обучения и воспитания, адекватные учебным целям, возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, позволяющие развивать учебную самостоятельность, творческую и поисковую активность их исследовательской деятельности.

 

3. Компетентность в организации учебно-воспитательного процесса.

 А.Способность эффективно использовать технологии обучения для достижения поставленных целей учебно-воспитательного процесса.

Б. Опыт организации индивидуальной, групповой и коллективной деятельности обучающихся.

С. Готовность к организации самостоятельной деятельности обучающихся во внеурочное время, организации исследовательской деятельности.

 

4.Компетентность взаимодействия с участниками учебно-воспитательного процесса.

А. Способность и готовность к взаимодействию с коллегами, родителями и администрацией образовательного учреждения, общественными организациями при решении профессиональных задач.

Б. Умение организовать сотрудничество обучающихся между собой, анализировать систему взаимоотношений в группе обучающихся.

 

5.Компетентность профессионального самообразования.

А. Позитивное отношение к педагогической профессии, понимание ее личностной и социальной значимости.

Б. Потребность в совершенствовании своей педагогической деятельности.

С. Способность критически анализировать профессиональный опыт коллег, педагогическую и методическую  литературу и нормативную документацию

 

 

  • Анкетирование показало в целом учителя оценивают  себя достаточно компетентными,  методически и психологически готовы к реализации тьюторского сопровождения ИОТ учащихся.

Таким образом,  основной идеей проекта является,  организация тьюторского сопровождения в школе как возможность поддержания и  развития у каждого  школьника инициативного и авторского отношения к собственной образовательной деятельности, проектированию образа своего будущего, к культуре, истории, ценностным и социальным стремлениям, направленным на формирование:

-предметной компетентности – знаниевой базы для дальнейшего профессионального образования согласно образовательным претензиям обучающегося и его планам на будущее;

-управленческой компетентности - способов организации индивидуальной и коллективной деятельности (планирование, проектирование, исследование, творчество), оформление продуктов деятельности (проект, исследование, презентация, социальный проек);

- коммуникативной компетентности - способов использования различного рода ресурсов для осуществления своих замыслов (человеческого ресурса, ресурса информационных систем, ресурса коллективной мыследеятельности и др.);

- социокультурной компетентности - способов социализации, включения в различные образовательные, профессиональные и другие сообщества;

- готовности к ответственному выбору сферы будущей профессии, профессиональной деятельности.

Исходя из вышеуказанного,  целью проекта  является  создание условий  для саморазвития учащихся путем реализации тьюторского сопровождения.

Задачи:

1.           Развитие тьюторской компетенции педагогов;

2.           Разработать содержание и механизм тьюторского сопровождения учащихся; 3.      Апробация различных моделей  тьюторского сопровождения.

 

Психологическая концепция

Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов, средневековой Европы. Если строить точную генеалогию, феномен тьюторства происходит из Великобритании и зародился примерно в XIV веке в классических английских университетах - Оксфорде и Кембридже.

Методологической основой тьюторства являются представления:

-По вопросам гуманистической психологии и педагогики, предполагающее понимание индивидуальности личности как ее уникальности, неповторимости, неделимости  в рамках парадокса открытости-ограниченности человека (А.Ананьев, Э.Фромм, К.Роджерс, А. Маслоу, и другие).

-По проблемам деятельностного подхода  в образовании (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н.Леонтьев,  С.Л.рубинштейн и другие);

-по проблемам личностноцелостного подхода в образовании (К.Д. Ушинский, Н.Ф. Бунаков,  Ю.К. Бабанский).

-По проблемам личностно-ориентированного образования (И.С. Якиманская, В.С. Сериков, А.П. Тряпицына);

-По проблемам системного подхода в образовании (В.П. Беспалько, Г.Н. Сериков, Э.Г.Юдин).

Теоретическую основу тьюторства составили:

-Теоретические наработки и идеи представителей гуманистической психологии (К.Роджерс, А.Маслоу);

-Теории и идеи психического развития личности в деятельности и общении ( Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, С.Л.Рубинштейн, Г.П.Щедровицкий, А.Г. Асмолов);

-Концепции и идеи индивидуализации образования и тьюторского сопровождения образования (В.М. Лизинский,  Т.М. Ковалева, Е.А. Суханова, А.Н. Тубельский и другие);

-Представления о самоопределении в контексте социализации личности (Р.Бернс, Л.С. Выготский, П.Я Гальперин, и другие);

-Теория личностно-ориентированного образования (В.С. Леднев, И.С. Якиманская, Г.К. Селевко). [11.36]

Таким образом, тьюторство – это педагогическая позиция, которая связана со специальным образом организованной системой образования. Главные «движущие силы» в такой системе – это педагог-тьютор и обучающийся, его подопечный. Учебный процесс, режим и характер занятий выстраиваются и складываются исходя из познавательного интереса, склонностей, способностей восприятия обучающегося. Главный инструмент обучения и воспитания в такой образовательной системе и базовая функциональная обязанность педагога-тьютора – создание индивидуальной образовательной программы. Эта программа постоянно уточняется и корректируется, изменения вносятся в зависимости от совместного анализа успехов и продвижений обучающегося на пути освоения знаний. Стержневое понятие такой педагогики – уникальность человеческой личности, ее предназначения (в том числе и профессионального) и связанное понятием индивидуализация образования.

Индивидуализация образования –предполагает переход на субъект-субъектные отношения, представление обучающемуся права и возможности на формирование и реализацию индивидуальной образовательной программы, права  и возможности  продвижения по индивидуальной образовательной траектории.

Тьютор – это педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы.

Тьюторское сопровождение –это сопровождение процесса индивидуализации в открытом образовании.

Открытое образование –это открытая система, целостность особого типа, которая оказывается связанной и зависимой  по многим основаниям с внешней  образовательной средой.

            Тьюторство может и должно быть реализовано в самых разнообразных масштабах от проектов сопровождения одного ученика в его успешном действии в рамках учебного предмета и присвоения нового умения и до создания условий развития больших групп школьников в ходе изменения общей практики работы учреждения.

Основными задачами в работе  учителя в позиции тьютора являются:

  • Организация насыщенной образовательной среды. У ученика должна быть возможность доступа к разным пособиям, книгам и другой информации, которая ему может понадобиться;
  • Реализация принципа индивидуализации. У ученика должна быть возможность выбора собственного образовательного маршрута.
  • Опора на интерес ученика. Собственный интерес ребенка к чему-либо может иметь высокий потенциал.
  • Участие в разработке ИОТ. 

 

Механизмы реализации проекта

Тьюторское сопровождение в школе реализуется через внеурочную и урочную деятельность. 

1. Тьюторские группы:

 1.Тьюторы в предметной области;

2. Тьюторы проектно-исследовательской деятельности;

3. Тьюторы  в инклюзивном образовательном пространстве;

4.  Тьюторы по самоопределению;

5. Тьюторство в событиях.

Тьюторские группы

 

 

 

Проекты

 Авторы 

Классы

Продукт деятельности

1

Тьюторы в предметной области;

« Puppet club: LEARN, PLAY  and SPEAK. Развитие коммуникативных компетенций у детей начальных классов путем использования кукол».

Саввина А.Е.

Начальные классы.

Развитие языковой компетенции.

«Обучение написания сочинения-рассуждения в начальных классах».

 

Захарова Н.Д., Артемьева С.А., Баснаева С.А., Дыдаева М.И.

 

Начальные классы

Развитие творческой и личностной компетенции.

«Тыл толкуйа».

«Аа5ыы уруоктарыгар билиини бэрибиэркэлиир улэ керунэ» (уерэнээччи тэтэрээтэ)

 

Захарова А.Д., Яковлева М.Н.,  Попова М.Н., Тимофеева О.И., Протодьяконова М.П., Старостина П.Н., Слепцова Л.П.

Начальные классы

Развитие предметной компетенции.

3.«Тьюторское сопровождение по подготовке к ОГЭ»

Маркова В.В.

9 классы

Реализация ИОТ по предмету.

«Русское слово».

 

 

 

Илларионова Т.В, Корякина И.В.,

5-9 классы

Развитие метапредметных компетенций

« Дьиэ5э улэни толоруу хомуорунньуга»

Пермякова В.М., Ильинова А.П, Кривошапкина Д.А., Максимова Л.Е., Жергина

 С.М.

Начальные классы

Развитие метапредметных компетенций, реализация ИОТ

2

Тьюторы проектно-исследовательской деятельности

1.Цифровая лаборатория как активная форма образовательного процесса в условиях реализации ФГОС».

Макарова С.И., Саввина С.А.

5-9 классы

Развитие мыслительных компетенций; участие на творческих конкурсах, НПК итд, разработка метод.пособия.

2.«Воспитание положительных качеств личности как инструмент тьюторского сопровождения обучающихся через призму естественных наук»

Макарова Л.С., Флегонтова А.Е., Спиридонова А.А., Саввина С.А

5-11 классы

Организация внеурочной деятельности, участие на НПК, исследовательских проектах.

3.«Школа –история сама»

 

Матвеева Т.К, Борисова М.А., Габышева М.Д.

Филиппова С.В.

6-9классы

Исследовательская работа по обогащению материалов музея, участие на НПК.

4.«Оформление кабинета технологии проектными работами учащихся».

 

Оконешникова В.В.,

5-8 классы

Творческая работа учащихся, организация выставок, участие в конкурсах итд.

6.«Создание анимационных фильмов»;

 

Игнатьева О.Б.

5-7 классы

Создание мультфильмов

7.« Чурапчы – о5о хара5ынан»

 

Яковлева М.Н., Куличкина А.А.

5 классы

Создание собственных продуктов. Распространение и продажа.

8.«Читатель + Творчество. Ru».

Татаринова Л.Р, Аргунова А.Е.

6-10 классы

Создание исследовательских проектов, участие на НПК

3

Тьюторы  в инклюзивном образовательном пространстве

«Тьюторское сопровождение социализации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы».

Феоктистова Е.Ф.,  Габышева М.Д., Тимофеева Н.М., Филиппова С.П., Перевалова А.П., Алексеева А.А., Никутова Г.А., Адамова Р.С.

 

Развитие  личностных, метапредметных,

компетенций.

.« Радость творчества».

 

Тимофеева Н.М.

 

Дети и родители

Создание собственных продуктов

4

Тьюторы по самоопределению

«Школа юного юриста».

Федулова А.С.

9-10 классы

 

 «Повышение мотивации учащихся через образовательный лагерь технического профиля».

 

 

 

 

Назарова Д.В., Соловьева Л.И., Малышева Е.И., Саввина А.Н, Собакина О.К,  Флегонтов П.П., Макарова С.И., Попова М.С., Григорьева А.Е., Прокопьев Е.В

5-8 классы

Развитие предметных, метапредметных компетенций.

« Модель организации внеурочной деятельности учащихся 1-8 классов по направлению Информатика»

Григорьева А.Е, Прокопьев Е.В.

5-8 классы

Развитие метапредметных, мыслительных компетенций. Участие  в конкурсах.

4.«Волшебная музыка картин из шерсти».

Коркина М.С.

 

10 классы

Подготовка творчесских работ, продажа

5

Тьюторство в событиях

« Турнир МатИнФиз»

 

Назарова Д.В., Соловьева Л.И., Малышева Е.И., Саввина А.Н, Собакина О.К,  Флегонтов П.П., Макарова С.И., Попова М.С., Григорьева А.Е., Прокопьев Е.В

5-9 классы

Развитие метапредметных компетенций.

«Оонньоо, бил, кыай»

Кононова А.С., Коркина А.Н., Лебедева Е.С., Неустроева К.А., Седалищева С.А., Хомподоева Л.П.

Начальные классы

Развитие метаредметных компетенций

«Времен связующая нить»

Илларионова Л.П., Еремеева С.И., Попова О.Г.,

5-9 классы

Развитие личностных, метапредметных компетенций

«Поющая школа»,

 

Игнатьева Г.Н.

1-11 классы

Развитие личностных компетенций

« Сетевая интеллектуальная игра по русскому языку…»

Захарова Н.Г., Федулова А.С.

5-9 классы

Развитие метапредметных компетенций.

 

Все проекты учителей и программы внеурочной деятельности можно группировать по следующим центрам:

1.«Ус кут» (дебаты, конференции, языковые конкурсы, олимпиады…)

2. «Сайдам» ( прикладные технологии)

3. «Еркен» (центр науки)

4. «Тобул» (бизнес центр)

5. «Дабаан» (ИБЦ)

6. «Дьо5ур» (творческие мастерские)

7. «Сайдыы» (политехническая лаборатория)

8. «Тосхол» (научно-исследовательская лаборатория)

9. «Чыпчаал» (военно- спортивный центр)

10. «Чэбдик» (центр инклюзии )

Освоение образовательных программ  и деятельность по проектам  происходит на основе индивидуальной образовательной траектории.

Индивидуальная траектория обучения — это персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.

l     Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – последовательность дополнительных образовательных предметов (учебных модулей) выстроенная рядом (параллельно) с блоком обязательных образовательных предметов, в которой освоение учебной информации обучаемыми проходит в тесном контакте с педагогами-технологами.

l     Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности.

Этапы дидактического процесса при индивидуальной траектории обучения:

l     Самостоятельный выбор цели

l     Самомотивирование

l     Выбор источника содержания

l     Выбор видов контроля, самоконтроль

l     Самооценка, сравнение с эталоном, коррекция

Технология построения траектории:

l     Движение в перед от этапа к этапу. Настоящий путь в образовании, то есть «образовывании самого себя», состоящий из этапов (урок, тема, курс…) имеет начало и конец и предполагает осознание предыдущего и последующего, что связано с целью и рефлексией. Смысл, значение и цель каждого последовательного этапа образовательного пути могут быть осмыслены учащимся самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности.

l     Самореализация (раскрытие потенциала, претворение, осуществление, созидание).

Потенциал - это возможности или скрытая сила, которые могут быть реализованы или не реализованы в учебной деятельности. «Личностный потенциал» гораздо шире, чем образовательный потенциал, то есть способности и память учащегося.

Возможные типы индивидуальной образовательной траектории:

l     ИОТ «Я» – центрированная образовательная траектория. В основе его – сам ребенок. Всё сосредоточено на нём, всё ориентированно на него. Маршрут имеет ярко выраженную личностную направленность

l     ИОТ «Знание», ориентированный на получение знаний. Ведущая ориентированность маршрута связана с приобретением знаний, формирование себя как образованного человека

l     ИОТ «Профессия», ориентированный на формирование себя как будущего специалиста.

Комплекс факторов выбора ИОТ определяется:

l     особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;

l     профессионализмом педагогического коллектива;

l     возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;

l     возможностями материально-технической базы школы.

Структура проектирования ИОТ:

l     постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели);

l     самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями;

l     выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели;

l     конкретизация цели;

l     оформление ИОТ

ИОТ  – это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения. Может быть временной или содержательной.

Временная структура ИОТ

l     Указывается отрезок школьного времени, покрываемый индивидуальным обучением. Выбираемый отрезок должен, как правило, состоять из одного или нескольких целых полугодий обучения в школе.

l     Фиксируется общий срок выполнения. Он может совпадать с выбранным отрезком школьного обучения, но может и отличаться от него, если программа индивидуального обучения предполагает ускоренный или замедленный темп развития ученика, учитывает внешние обстоятельства его жизни.

l     Составляется временной график выполнения учебных модулей по неделям с указанием контрольных точек – сроков представления заданий, контрольных срезов, зачетов и т.п.

Содержательная структура индивидуального образовательного маршрута

l     Она основана на выборе учебных модулей, включаемых в образовательный маршрут.

l     Фиксируются обязательные модули, то есть модули, предполагающие учебные занятия, входящие в инвариантную часть образования.

l     Определяются модули по выбору ученика, входящие в обязательную для выполнения часть индивидуальной образовательной траектории.

l     Выбираются факультативные модули.

 

  Дорожная карта проекта

 

задачи

мероприятия

Сроки

 Что сделано

Ожидаемый результат

Полученный результат

Нормативно- правовая база

Развитие тьюторских компетенций педагога

1..Диагностика учителей по формированию профессиональной компетентности согласно требованиям стандарта

 

2015-2017

Проведены исследования путем анкетирования среди учителей по формированию профессиональной и тьюторской компетентности

Повышение профессиональной компетентности учителей, самореализация в профессиональной деятельности.

Увеличилось % учителей с высшей категорией, участие учителей в профессиональных конкурсах, НПК, количество учителей, реализующих свои образовательные проекты.

 

 

2.Повышение квалификации педагогов

 

2015-2017

 

На базе школы проведены фундаментальные курсы для учителей;

(2014) республиканская НПК (2015);

Проблемные курсы(2017).

 

 

 

Системная работа по  прохождению ПК

 

Курсами ПК за два года охвачены 100% педагогов школы

 

3.Организация проектно - экспертной деятельности педагогов.

Формирование экспертного сообщества, творческих групп для проектирования  ИОТ педагога.

 

Создана творческая группа по разработке ИОТ молодого учителя

Реализация ИОТ молодого педагога

Самореализация молодых педагогов в профессиональной деятельности

 

4.Определение  содержания научно-методической службы ОО для реализации ИОТ педагога для проектирования  индивидуальных образовательных маршрутов.

 

 

 

 

 

Созданы Мастерские: Мастерская учителей гуманитарных наук, реальных наук и гармоничного развития личности. Создана Творческая группа молодых педагогов.

Структура и содержание научно-методической службы по реализации ФГОС

 

Работают три Мастерских, проводятся Декады. Создаются временные творческие группы по подготовке конкурсантов, учителями разработаны ИОТ.

 

 

 

Положение о мастерских, положения о руководителе Мастерских.

5. Организация образовательного события для педагогов «Тьюторские компетенции современного педагога»

Ежегодно

Проведены педагогические фестивали, в этом году назван как образовательное событие

Развитие тьюторских компетенций педагогов, развитие инновационной деятельности школы

Проведена экспертиза инновационных проектов учителей, по результатам которой присуждены статусы КШИП, ШИП.

Положение об образовательном событии, положение об экспертизе инновационных проектов.

6.Организация тьюторских проб

 

Реализуется проект «Модель тьюторского  сопровождения  учащихся  в  условиях сельской общеобразовательной школы

»

Тьюторское сопровождение ИОТ. Апробация различных моделей тьюторского сопровождения

Организуются тьюторские пробы.  

Положение о тьюторском сопровождении

7. Тьюторское сопровождение ИОТ учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработан проект «Модель тьюторского  сопровождения  учащихся  в  условиях сельской общеобразовательной школы

»

Реализация модели саморазвития учащихся

Тьюторское сопровождение учащихся во внеурочной деятельности

 

8. Семинары по тьюторству.

Ежегодно, ежеквартально

Проведены 8 семинаров по тьюторству.

 

 

 

9. Организация тьюторской конференции на базе школы

2017

 

Распространение опыта работы учителей по тьюторству, обмен опыта работы

 

Положение о конференции

10.

2018

 

 

 

 

11.

 

2018

 

 

 

 

Разработать содержание и механизм тьюторского сопровождения учащихся МБОУ ЧСОШ им. С.А.Новгородова «Дархан Кыьата»;

Проведены Педсоветы по внедрению тьюторского сопровождения в школе:

 

 

2015-2017

1.«Реализация программы развития школы как фактор повышения качества образования». 09.04.2015г. 2.«Стратегия развития тьюторского сопровождения  учащихся на 2015-2016 уч.год»

1.06.  2015г .                                                                                                                                                                                                                              

3.«Дорожная карта реализации тьюторского сопровождения на 2016-2019г.г» 2.11.2016г.

 

 

 

Разработаны проекты по тьюторству. реализуются программы по развитию инновационной работы школы.

Протоколы педсоветов

 

Изучение теоретической литературы по индивидуализации образования.

2015-2018

 

Обогащение библиотеки школы книгами по тьюторству

 

 

Создание творческих групп по разработке механизма тьюторского сопровождения учащихся

2015

 

 

 

Разработан проект по внедрению тьюторства в школе.

Проект

Работа творческой группы по разработке нормативно-правовой документации

2015

 

 

Разработаны положения о тьютоском сопровождении,

 

Реализация проектов учителей

2017-2018

 

Реализация проектов с учетом ИОТ учащихся.

 

Положение об  ИОТ ученика во внеурочной и урочной деятельности.

Разработка структуры и содержание индивидуальной образовательной траектории учащихся;

 

2016-2018

 

Разработать различные варианты ИОТ  учащихся в урочной и в неурочной деятельности.

 

ИОТ ученика

Расширение внеурочной образовательной деятельности. Поиск кадров

2017

Август-сентябрь

 

приобщение народных мастеров, профессионалов своего дела.

Подписание договора с директором

 

 

Апробировать модель тьюторского сопровождения индивидуальной образовательной траектории.

 

 

Разработка Образовательной программы школы  с учетом индивидуализации образования;

 

2017

Август сентябрь

 

Разработка ОП школы с учетом тьюторского сопровождения урочной и внеурочной деятельности.

 

Положения

Разработка учителями  программ внеаудиторных занятий и проектной деятельности;

сентябрь

 

Расширение образовательной деятельности для учащихся

Утверждение программ

 

Работа психологов  по выявлению психологических, индивидуальных  особенностей учащихся;

сентябрь

 

Консультирование учащихся, педагогов, родителей по индивидуальной особенности каждого ученика.

 

 

«Индивидуализация образования»  педагогический семинар для родителей;

октябрь

 

Ознакомление родителей с образовательной программой школы; информирование о деятельности школы;

 

 

Проведение образовательных событий для учащихся

2017-2018

 

Развитие личностных, метапредметных  компетенций учащихся.

 

Положения событий

Проведение тьюториалов

2017-2018

 

Разработка ИОТ учащихся.

 

Дневник тьюторанта и тьютора.

Тьюторское сопровождение ИОТ учащихся;

 

Течение года

Деятельность с учащимися по ИОТ

 

 

 

Положение о тьюторском сопровождении; Должостная инструкция тьютора

Самоанализ тьюторов и тьюторантов;

2018

май

 

Мониторинг  успешной реализации ИОТ

 

Презентация ИОТ

 

 

Мониторинг реализации тьюторского сопровождения;

Май

 

 

 

Анализ эффективности тьюторства

 

 

 

Поиск расширения условий для развития индивидуализации образования в школе

 

Май

 

 

 

Обсуждение на педсовете

 

 

Диагностические методики, обеспечивающие мониторинг результативности тьюторского сопровождения.                                                                     

Течении года

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценки предполагаемых результатов

 

 

Ожидаемый результат

Количественный критерий оценки предполагаемых результатов

Качественный

Критерий оценки предполагаемых результатов

1.

Развитие тьюторской компетентности у педагогов

Рост количества ИОТ педагогов, реализуемых в организации.

-осознание необходимости применения технологий открытого образования и социальной деятельности в профессиональной деятельности, положительная мотивация и интерес к применению технологий тьюторского сопровождения при реализации социальных проб обучающимися;

- готовность к организации успешной работы по разработке и реализации индивидуальной образовательной

2

Реализация учеником собственной индивидуальной образовательной траектории;

 

Рост количества  ИОТ обучающихся, реализуемых в организации;

 

3

Сформированность предметных компетенций

Повышение качества образования, успешная сдача ГИА

4

Сформированность матапредметных компетенций

Рост количества обучающихся, привлекаемых к проектной, исследовательской деятельности;

 

5

Сформированность личностных качеств.

 

 

Рост количества обучающихся способных к самоопределению, самореализации и социализации в современном обществе;  

 

6

Успешная апробация  тьюторского сопровождения в условиях общеобразовательной школы;

 

Развитие инновационной системы школы, функционирование школы в инновационном режиме.

7

Полнота и соответствие научно-методического обеспечения цели и задачам образовательного процесса, требованиям ФГОС.

 

 

 

Кадровое обеспечение проекта

Руководитель проекта

Администрация школы

Исполнители

Учителя в позиции тьюторов

Участники

Обучающиеся и педагоги

 

Финансовое обеспечение проекта

Основные затраты

Источник финансирования

Объем финансирования

Реализация проектов и внеучебных занятий

Бюджет школы

 

Зарплата тьюторам

% из стимулирующей части

 

Организация образовательных событий для детей ( образовательные путешествия, конференции, игры, ит.д.)

Внебюджет и спонсорство

200 000 рублей

Организация образовательных событий для педагогов: Тьюторская ( республиканская) конференция педагогов

Бюджет и Внебюджет

100.000  рублей

Развитие тьюторских компетенций педагогов( курсовая подготовка, приобретение литературы)

Внебюджет  и спонсорство

300.000. рублей

Вступление в МТА, экспертиза проектов

внебюджет

200.000 рублей