Версия для
слабовидящих

Больше . Сброс . Меньше

Программа по психологической саморазвитии внеурочной деятельности в 2 – 4 классах на 2013 – 14 уч.год.

 

Приложение №2

МБОУ Чурапчинская средняя общеобразовательная школа

им. С.А. Новгородова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа

по психологической саморазвитии

внеурочной деятельности

в 2 – 4 классах

на 2013 – 14 уч.год.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

психолог Борисова М.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Чурапча 2013 г.

Содержание

     I.      Пояснительная записка

1. Цели и задачи программы

2. Актуальность программы

3. Формирование способностей младших школьников

4. Сроки реализации программы

     II.     Содержание программы

  1. Основные деятельности проведения программы
  2. Календарно-тематическое планирование
  3. Cписок источников/литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Школьное образование предполагает в первую очередь обращенность к личности ребенка, ее всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащихся.

В связи с этим комплексная психолого-педагогиче­ская задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкрет­ных знаний по школьным дисциплинам, но и сформи­ровать у учащихся представления об обобщенных при­емах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания. Это и есть, с одной стороны, механизм умственного разви­тия, а с другой стороны - это путь формирования пси­хологической основы обучения, обладающей внутрен­ним потенциалом развития, который позволит в буду­щем осуществляться не только саморазвитию и саморегуляции личности, но и эффективному самостоятель­ному приобретению знаний.

В последнее время, среди учеников младших классов, возрастает число  детей с трудностями в обучении, обусловленными в первую очередь недостаточным уров­нем их когнитивно - личностного развития. Поэтому ока­зание действенной психологической помощи учащимся на начальном этапе обучения в настоящее время стано­вится особенно актуальной задачей.

Особенностью данной программы является направленность не только на формирование когнитивных знаний,  но и на анализ и синтез полученного учебного материала. Другой важной стороной психологического развития учащихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым метазнаниям: стрем­ление доказывать свою точку зрения, критически ос­мысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекват­ной самооценки, что является необходимым для станов­ления мировоззрения условием формирования направ­ленности личности учащихся.

Многолетние исследования эффективности обучения младших школьников, по развивающим дидактическим  системам выявили важный, в плане форми­рования основ мировоззрения, у младших школьников результат. Он состоит в том, что осуществление общего психологического развития учащихся, и мыслительной деятельности в частности, закономерно приводит к лич­ностному становлению школьников, формированию у них критического отношения к явлениям окружающей действительности, умению выбирать адекватные формы своего поведения в конкретной ситуации.

Данная программа психологического развития приводят к улучшению познавательной (степень   расчлененности   восприя­тия,  сформированность  мыслительных операций  срав­нения, содержательного анализа, установления законо­мерностей, внутреннего плана действия, вербально-смыслового анализа, рассуждающего мышления) и когнитивно-личностной  сферы учащихся (фор­мирование положительного отношения к школе и уче­нию, нарастание уверенности в себе, повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы, стремление от­стаивать свое мнение, формирование адекватной само­оценки,   повышение интереса ко всем школьным уро­кам,   исчезновение   боязни   отвечать   на   уроках,   рост школьной успеваемости).

Участники программы: дети младшего школьного возраста (3 - 4 класс).

Количество обучающихся в группе  16 – 25  человек.

Занятия проходят 1 раз в неделю, 30 минут.

 

Цели задачи программы

Цель программы:

  • познавательно-личностное развитие школьников;
  • формирование умения осуществлять различные умствен­ные действия;
  • развитие самостоятельности детей, способности к рассуждению, самоконтроля, стремления отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения
  • формирование таких психологиче­ские качества и умения, которые помогут школьникам не только усваивать учебный программный материал на предмет­ных уроках, но и осознавать себя членом социума

 

Задачи:

  • Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме
  • Развитие познавательных способностей;
  • Развитие общеучебных умений и навыков.
  • Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
  • Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

  • Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

  • Формирование умения решать творческие задачи.
  • Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Актуальность программы

Одним из основных препятствий для успешного обучения детей является низкий уровень их общего познавательно-личностного развития.

Именно поэтому во внеурочной деятельности «Я познаю мир и себя» последовательно и планомерно сформируется  у учащихся психологическая основа обучения, повысится уровень их общего психологического, и в частности умственного, развития.

 

           В ходе занятий у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Сроки реализации программы: 1 год, 1 раз в неделю по 30 мин.

Программа предусматривает достижение

  • Развитие наглядно-образного мышления и начало формирования словесно-логического мышления, а также внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития.
  • Формирование словесно-логического понятийно­го мышления, развитии произвольности (прежде всего помехоустойчивости в интеллектуальной и двигатель­ной сферах), внутреннего плана действия.

 

Содержание программы

        Процессы анализа и синтеза пронизывают всю позна­вательную деятельность учащихся. Основное направле­ние здесь состоит в формировании умения вычленять отдельные признаки объектов, оперировать ими и ин­терпретировать их. Так, задачей развития сенсорной сферы является обогащение чувственного опыта уча­щихся путем дифференцирования с разной степенью тонкости ощущений одной и той же модальности и од­ного и того же вида, сравнения их в том или ином от­ношении, включение ощущений в построение системы словесно-логических умозаключений.

  • развития вос­приятия
  • развития внимания
  • развития памяти
  • развитие мыслительной деятельности
  • развитие процессов воображения

 

Основные деятельности проведения программы:

-   диагностическая деятельность;

- коррекционно-развивающая деятельность (занятия с элементами тренинга, развивающие занятия, игровые занятия, релаксация);

- профилактическая (консультативная) деятельность.

 

 

Календарно - тематический план

 

Формы и виды работ

Кол-во часов

Сроки

Примечание

Результат

1

Занятие с элементами тренинга на знакомства и сплочение с группой

1

с 7 по 12 октября

 

 

2

Изучение личности

1

с 14 по 19 октября

 

 

3

Изучение личности

1

с 21 по 26 октября

 

 

4

Проективная методика «Несуществующее животное»

1

с 28 октября по 2 ноября

 

 

5

Изучение памяти

1

с 11 по 16 ноября

 

 

6

Занятия для развития памяти

1

с 18 по 23 ноября

 

 

7

Изучение самооценки

1

с 25 по 30 ноября

 

 

8

Занятие «Своя игра»

1

с 2 по 14 декабря

 

 

9

Занятия на развитие воображения

2

с 16 по 21 декабря

 

 

10

Изучение внимания

1

с 23 по 28 декабря

 

 

11

Занятие на развитие внимания

1

с 13 по 18 января

 

 

12

Занятие с элементами тренинга для формирования личности

1

с 20 по 25 января

 

 

13

Занятие на домашнее задание «Своя игра»

1

с 27 по 31 января

 

 

14

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

21

 

 

 

 

 

22

 

 

 

 

 

23

 

 

 

 

 

24

 

 

 

 

 

25

 

 

 

 

 

26

 

 

 

 

 

27

 

 

 

 

 

28

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. «Школьный психолог» методическая газета для педагогов – психологов. Изд. дом «Первое сентября», № 22 (380), 16 – 31 ноября 2006 год;

2. «Школьный психолог» методическая газета для педагогов – психологов. Изд. дом «Первое сентября», № 6 (294), 8 – 15 февраля 2004 год;

3. «Школьный психолог» методическая газета для педагогов – психологов. Изд. дом «Первое сентября», № 10 (298), 8  - 15 марта 2004 год;

4. «Школьный психолог» методическая газета для педагогов – психологов. Изд. дом «Первое сентября», № 18 (306), 8  - 15 мая 2004 год;

5. «Школьный психолог» методическая газета для педагогов – психологов. Изд. дом «Первое сентября», № 11 (369), 1  - 15 июня 2006 год;

6. «Школьный психолог» методическая газета для педагогов – психологов. Изд. дом «Первое сентября», № 13 (301), 1  - 7 апреля 2004 год;

7. «Школьный психолог» методическая газета для педагогов – психологов. Изд. дом «Первое сентября», № 16 (304), 23 – 30 апреля 2004 год;

8. «Школьный психолог» методическая газета для педагогов – психологов. Изд. дом «Первое сентября», № 12 (370), 16 – 30 июня 2006 год;

9. «Школьный психолог» методическая газета для педагогов – психологов. Изд. дом «Первое сентября», № 18 (424),  16 – 30 сентября 2008 год;

10. «Школьный психолог» методическая газета для педагогов – психологов. Изд. дом «Первое сентября», № 3 (498), март 2012 год;

11. «Школьный психолог» методическая газета для педагогов – психологов. Изд. дом «Первое сентября», № 6 (501), июнь 2012 год;