Версия для
слабовидящих

Больше . Сброс . Меньше

Психологическое сопровождение подростков в клубной деятельности образовательного центра. (6-8 классы) «Учимся общаться»

 

Психологическое сопровождение подростков в клубной деятельности образовательного центра.

(6-8 классы)

«Учимся общаться»

 

 

 

 

 

 

 

Составитель

педагог-психолог:

Седалищева А.А.

 

 

 

 

Чурапча. 2014

 

Актуальность

    Актуальность определяется возрастными потребностями подростка. Эмоционально доброжелательная атмосфера в клубе притягательна для подрастающего поколения. Обмен мнениями и позициями в клубе происходит более открыто, без опасения за возможные социальные или профессиональные последствия.

    Актуальность определяется тем, что с точки зрения авторов досуг, предлагаемый сегодня подросткам  мало содержательный и дорогостоящий. Клуб является той территорией, где может состояться содержательное общение  подростков 6-8 классов. Это весьма актуально, еще и потому, что досуг в таких заведениях носит  в основном потребительский характер. Клуб общения удачно сочетает в себе творчество, отдых и развитие.

В чем отличие клуба от простого кружка или спортивной секции? Секция или кружок-занятие любимым видом деятельности – обучает конкретным умениям и навыкам, но не ставит цели общения. Клубная деятельность выстраивается по другим принципам. В основе также лежат общие интересы, но не только, как вид деятельности, а, в первую очередь, как повод для общения. Существуют различные варианты клубов для подростков и молодежи, которые объединяются по интересам: творческие, интеллектуальные, спортивные.

На сегодняшний день клубная деятельность – наиболее оптимальная и эффективная с точки зрения формы и содержания внеклассная деятельность по социализации подростков. Высшим уровнем социализации личности является самоутверждение, реализация внутреннего потенциала. Этот многоступенчатый процесс самореализации осуществляется обычно в соответствии с определенным социально-психологическим сценарием. Содержание сценария жизни зависит как от ролевых позиций подростка, так и от внешних условий.

Ведущие ключевые идеи

  1. В условиях клубной деятельности участники получают возможность реализации собственных базовых потребностей.

У подростков особенно высока потребность в межличностном общении. Неудовлетворенность этой потребности – самый частый источник отрицательных переживаний и неблагоприятных вариантов личностного развития этом возрасте.

В связи с этим выделяют (по А. Венгеру) основные типы групп подростков:

1)      Подростки со средней и высокой социальной успешностью

2)      Подростки с низкой социальной успешностью. Для этих юношей и девушек характерно осознавание стоящих перед ними проблем, но непонимание имеющихся психологических трудностей.

3)      Социально неблагополучные подростки (реже девушки)  с девиантным (иногда делинквентным) поведением. Для большинства из них затруднено адекватное осознание не только психологических, но и бытовых проблем, поскольку асоциальное поведение воспринимается ими как вполне нормальный и естественный способ разрешения этих проблем.

 

  1. В рамках клуба появляется возможность альтернативы выработки позитивного жизненного сценария для детей и подростков «группы риска».

 

     Юность психологи (И.С.Кон)  рассматривают  как фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает с одной стороны завершение физического, в частности полового созревания, а с другой стороны – достижение социальной зрелости. Этот возраст  представляет собой группу повышенного  риска. Почему?

Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я -концепции.

Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения юношества.

В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушания взрослым, уже не действуют, а взрослые способы предполагающие дисциплину и самоконтроль еще не сложились.

Следовательно,  необходимо именно с молодыми людьми этого возрастного периода психологическая поддержка, обеспечивающая формирование эмоциональной устойчивости личности, выработку собственного взгляда, жизненных и нравственных ценностей. А это можно обеспечить через общение в клубе со сверстниками и значимыми взрослыми.

 

  1. Взаимодействие внутри клуба (юношей со значимыми людьми – сверстниками взрослыми) позволяет ее участникам самоопределиться и найти свое место в жизни.

    Современные условия развития общества   предъявляет к личности подростка  весьма противоречивые требования: с одной стороны устойчивость и стабильность, с другой гибкость и способность усваивать новую информацию. В этих условиях подростку необходимо самоопределиться и найти свое место в жизни, самому и ответственно участвовать в формировании событий своей жизни.

Длительность функционирования

   Особенность клубной работы с подростками предполагает работу в учебный период. Формирование содержания программы клубных встреч определяется в результате общения психологов и участников клуба с учетом потребностей, интересов и возможностей обеих сторон.

Цель - Удовлетворение коммуникативных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста.

Задачи:

  • Выработать навыки эффективного общения  подростков;
  • Выработать навыки стрессоустойчивости и саморегуляции поведения у подростков;
  • Расширить кругозор и словарный запас участников клуба;
  • Способствовать интериоризации общечеловеческих ценностей.

 

Принципы работы.

  1. Принцип неформальных отношений, участие без принуждения, выбор тем для обсуждения с учетом интересов и пожеланий группы.
  2. Принцип безопасности .Открытость искренность, эмоционально доброжелательная атмосфера, в  которой без опасения быть оцененным,  непонятым и непринятым идет обмен опытом, мнениями и позициями.
  3. Принцип доступности и открытости. Клуб является пространством, куда можно прийти самому, привести друга, соседа и т.д.

 

    В клубной деятельности используются самые современные методики ведения групповой работы. Построена она с учетом возрастных,  культурных и социально - психологических особенностей участников.  Содержание программы отвечает требованиям целенаправленности, педагогической значимости и системности. 

 

 

Формы работы.

   Занятия проводятся в форме встреч-дискуссий с элементами тренинговой работы. Занятия включают в себя - проведение психокоррекционных  упражнений и развивающих игр, целью которых является психологическое оздоровление подростков, личностное развитие и адаптация подростков в новых социально-психологических условиях. Кроме того, проводятся теоретические занятия, включающие самотестирование и беседы по результатам тестирования.

    При проведении занятий используются различные формы подачи материала: игра, тест, беседа, дискуссия, соответствующие возрасту, интересам и потребностям обучающихся.

    Клубная форма работы отвечает возрастным и социально-психологическим особенностям  участников. Является оптимальным средством  для достижения поставленных целей. Данная форма работы позволяет развивать и укреплять неформальные взаимоотношения между людьми. Этому способствует доброжелательная обстановка, и условие  свободного посещения. Выбор тем для обсуждения осуществляется с учетом общих интересов и общего уровня развития участников. Кроме того, программа  предусматривает чаепития, когда происходит нерегламентированное общение участников встреч.

    Следует учесть, что клубные занятия с подростками будут эффективными только в том случае, если тренер (ведущий)  будет находиться на позиции фасилитатора, то есть человека сопровождающего процесс обучения и общения, а не руководящего им.

 

Ожидаемые результаты

Главные результаты программы:

     -     создание клуба, то есть образование территории безопасного общения;

-          создание ритуала и традиций встреч;

-          формирование актива клуба;

-          установление доверительных отношений между взрослыми (педагоги, психолог, гости) и участниками  клуба;

-          опробование технологии клубной деятельности, как формы психологической работы с подростками;

-     расширения круга общения, в котором ребята могут самореализоваться в разных сферах деятельности;

-     появление и усиление чувство толерантности (относительно возраста, интеллекта, национальности, внешности, гендерных особенностей  и т.д.);

-     появление возможности в процессе совместной деятельности познать себя, определить индивидуальные личностные особенности и принять себя  как индивидуальность.

 

 

Занятие 1.

Тема: «Давайте познакомимся»

Цель. Знакомство с правилами психологического тренинга, обсуждение способов взаимодействия в тренинговой группе, выработка ритуала прощания.

Задачи. Формирование представлений или актуализация имеющихся знаний о психологическом тренинге; обсуждение и принятие правил психотренинга (совместной деятельности).

Материалы. Мяч или мягкая игрушка, листы бумаги, в том числе с надписью «Нам нужны правила», ватманский лист с надписью «На психологическом тренинге:» (в каталоге именуемый «Правила поведения на тренинге»*), фломастеры.

Ход занятия

  1. Вводная часть. После обычного приветствия ведущий предлагает участникам выполнить
  2. Упражнение «Имя и качество»: участники сидят в кругу (желательно, чтобы и все последующие тренинги проводились в кругу) и, передавая друг другу мяч или игрушку, называют свое имя и какое-либо одно свое качество, начинающееся с любой буквы, которая есть в его имени, фамилии или в отчестве. Можно выполнять это упражнение в технике «Снежный ком»: каждый следующий участник повторяет все, что было сказано до него, и прибавляет свое имя и качество. Подводя итоги, ведущий обращает внимание участников на разнообразие качеств друг друга, подчеркивает, что, несмотря на то, что все они очень разные, им предстоит совместная работа.
  3. Ведущий задает вопрос: что необходимо собравшимся вместе очень разным людям для успешности их совместной работы. Подводя итоги обсуждения, ведущий побуждает участников подумать о необходимости соблюдать определенные правила. На столе, на доске или в центре круга укрепляется лист бумаги с надписью «Нам нужны правила». Ведущий подчеркивает, что, для того чтобы разработать правила, надо понять, чем предстоит заниматься на психологическом тренинге.
  4. Основная часть. Ведущий сравнивает дискуссию, которая проходила в начале урока в свободной форме, и обсуждение, когда все высказывались по очереди. Предлагая участникам оценить, когда им было удобнее, поддерживает защитников второго варианта.
  5. Для закрепления убеждения в его преимуществах можно выполнить упражнение «Мой адрес»: все одновременно называют свои домашние адреса, при этом каждый должен стараться, чтобы именно его адрес услышали окружающие; далее ведущий предлагает любому участнику повторить адрес кого-либо, находившегося в отдаленной части помещения. После краткого обсуждения причин, по которым не удалось понять информацию, предлагается сформулировать правило, которое записывается на «черновике»: нельзя перебивать друг друга. После дальнейшего обсуждения записывается второе правило: нельзя мешать друг другу.

Ведущий сообщает, что на тренингах будут обсуждаться самые различные жизненные вопросы, мнение по которым у каждого может быть свое. Задает вопрос, должны ли у всех быть одинаковые мнения, и подчеркивает, что на тренинге нет правильных и неправильных ответов и мнений. Даже если участники будут спорить друг с другом, они постараются не ругаться. Формулируется третье правило — нельзя оскорблять друг друга.

Ведущий демонстрирует черновик, на котором три записи: «нельзя перебивать друг друга», «нельзя мешать друг другу», «нельзя оскорблять друг друга». Подчеркивает, что правил может быть очень много, но основные уже записаны, правда, звучат они как-то слишком строго. Почему? В ответах подчеркивает, что строгость придает слово «нельзя». Предлагает подумать, как его заменить на слово «можно». После обсуждения предлагает свой вариант (или записанный со слов участников), при этом каждое правило записано на отдельном листке.

«Можно быть уверенным, что когда ты говоришь, тебя не будут перебивать».

«Можно делать все, что не мешает никому из присутствующих».

«Можно твердо надеяться, что тебя никто не оскорбит».

После обсуждения формулировок участникам предлагается расположить правила в любом порядке. Правила закрепляются на листе ватмана, на котором вверху написано «На психологическом тренинге:» (этот лист заменяет собой надпись «Нам нужны правила»). Один из участников или трое по очереди читают правила вслух.

С этого момента «Правила» должны все время находиться в аудитории, где проходит тренинг.

  1. Заключительная часть. Осмысление полученного опыта. Ведущий предлагает участникам обменяться впечатлениями о первом занятии: выполняется упражнение «Цвет моего настроения». Участники в кругу, передавая друг другу мяч или игрушку, сообщают, с каким цветом ассоциируется их настроение. Далее обращается внимание участников на то, что занятие подходит к концу и надо будет прощаться. Зачем люди прощаются? При обсуждении ведущий побуждает детей соблюдать принятые правила. По ходу высказываний подчеркивает наиболее интересные идеи, предлагает придумать ритуал прощания. После обсуждения можно предложить такой вариант: все, стоя в кругу, берутся за руки и хором произносят «ДО-СВИ-ДА-НИ-МЫ»; на последнем слоге, не разнимая рук, поднимают их вверх и делают шаг к середине круга. Повторить несколько раз.

Ведущий обращает внимание, что пока еще не придумано, как здороваться, — это будет домашнее задание. Кроме того, предлагает обсудить с родителями правила поведения на тренинге и подумать, нужно ли что-нибудь к ним добавить.

Ведущему на заметку. В вводной части при обсуждении, которое должно идти в свободной форме, может возникнуть шум в аудитории. Рекомендуется не одергивать участников — они сами почувствуют неудобство, говоря одновременно и не слыша друг друга.

  1. Рефлексия.

 

Занятие 2

Тема: «Командообразование»

Цель: Практические занятия на сплочение коллектива

Материалы: мяч, карточки с ситуациями

Ход занятия.

  1. Вводная часть. Упражнение «Что мне нравиться»

Цель: сближение друг с другом.

Инструкция: Сейчас этот веселый мяч побежит по вашим рукам. Тот, у кого он окажется, должен назвать свое имя и что ему нравиться больше всего.


Анализ упражнения: Какие чувства вызвало у вас это упражнение?
Как вы думаете, для чего именно в начале тренинга мы провели это упражнение?
Что вы хотите пожелать на предстоящий тренинг?

  1.  Правила работы группы

Цель: формирование единого рабочего пространства и выработка правил поведения в группе на протяжении всего тренинга.

Инструкция: Представь себе, что ты — король или королева, а наша аудитория — твое королевство. Ты можешь устанавливать здесь любые правила, которые кажутся тебе разумными и которые мы будем соблюдать в течение всех тренинговых занятий, чтобы каждому было комфортно здесь, в нашей группе.
Какие правила ты введешь в своем королевстве? Придумай и напиши на листе список своих правил. А теперь выработаем единые общегрупповые правила поведения. Вы мне будете говорить, а я буду записывать на листе ватмана.

Королевские правила

Не опаздывать
Не перебивать
Не оценивать
Возможность помолчать
«Здесь и сейчас»
Больше контактов
Конфиденциальность
Активность
Работа от начала до конца
Правило поднятой руки («один в эфире»)
Правило «Стоп»
Правило «пирога» (не говорить много)

В знак того, что мы принимаем правила нашего королевства, поаплодируем.

  1. Основная часть. Игра «Поменяемся местами»

Садимся по кругу. Ведущий стоит на середине этого круга и называет тех, кто должен поменяться местами. Например: «Меняются местами те, у кого пиджаки» и т.д

  1. Упражнение «Волна»

Встаньте так, чтобы образовался круг. Возьмитесь за руки со стоящими рядом партнерами. Затем ведущий начинает плавное движение, как волна. Рядом стоящий повторяет это движение, присоединяясь к ведущему. Затем следующий и т.д.при верном выполнении упражнения возникает ощущение мягкого переката волны, и каждый ощущает себя как единое целое с другими участниками движения.

  1. Работа в группах. «Семейное фото»

Поставьте всех членов группы в композицию для семейного фотографирования. Главное, чтобы все участники фото знали свои роли.

     6. Игра «Установка»

2 участника выходят из аудитории. Когда заходит первый показываем фото и даем установку «Этот человек является кандидатом педагогических наук, он написал много книжек для детей. У него семья, жена и двое детей», 2 участнику тоже показываем фото того же человека и даем установку «Этот человек известный террорист. На его руках много крови. Не один раз сидел в тюрьме. Не женат, детей не имеет» и даем описать характер этого человека.

Анализ: нельзя судить человека по словам других людей, надо с ним самим пообщаться и делать выводы.

  1. Заключительная часть. Рефлексия.

Что нового я узнал на этом занятии?

Что мне больше всего понравилось?

Что не понравилось?

 

Занятие 4

 

Тема: «Взаимные презентации»

 

Цель: сплочение группы, формальное открытие тренинга, самопрезентации участников, получение участниками обратной связи.

Ход занятия.

  1. Вводная часть. Работа парами.

Инструкция:  «Сейчас мы разобьемся на пары. Мы с вами будем действовать по алгоритму.

 Первый этап  работы заключается в том, что каждый самостоятельно рисует образ, отвечая на вопрос «Я и моя профессия». На выполнение первого этапа у вас 5 минут.

 Второй этап  : вы рассказываете своему партнеру о себе и своем рисунке, расскажите друг другу о себе как можно подробнее.

 Третьим этапом  работы будет представление группе своего партнера. Поэтому постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своем партнере. Хотелось бы, чтобы вы отразили в самопрезентации следующие самые важные вопросы:

 

 ·       Как я вижу свою профессию;

 

 ·       Что я ценю в самом себе;

 

 ·       Предмет моей гордости;

 

 ·       Что я умею делать лучше всего.

 

 На выполнение второго этапа у вас 5 минут»

  1. Основная часть.  Тренер может сам разбить группу на пары, например разбиение «через одного»,( человек, сидящий слева от тренера образует пару с человеком находящимся через одного от него и т.д.) или люди сидящие друг на против друга образуют пару. Тренер может позволить группе самостоятельно разбиться на пары «молчаливый выбор» (все встают со своих мест, молча ходят по комнате и выбирают себе партнера.) Можно так же использовать недавно выполненную работу «человечков» (по степени похожести выбранных цветовых гамм; распределению цветовых зон; использованию одного, двух, трех цветов).
  2. Упражнение «Взаимные презентации». Спустя десять минут ведущий дает дополнительную инструкцию.  «Презентации будут происходить следующим образом: один из членов пары сидит на стуле, второй встает за его спиной, положив первому руки на плечи. Стоящий будет говорить от лица сидящего, называя себя именем своего партнера. Его задача – попытаться войти в роль своего партнера на время презентации, стать им, думать, рассуждать, чувствовать, переживать так, как кажется стоящему, вел и отвечал бы его партнер. В течение одной минуты – строго одной минуты, не больше и не меньше! – стоящий говорит, играя роль сидящего. Сидящий же, все это время молчит и как все остальные слушает. Ровно через минуту я прерву монолог; если кто-то закончит раньше, мы будем молчать, пока не истечет отведенная на выступление минута. Таким образом наша задача – построить свою презентацию так, чтобы она длилась ровно шестьдесят секунд.

 После этого любой член группы – и я в том числе – имеет право задать выступающему любые вопросы, на которые тот должен отвечать также от лица сидящего. Понятно, что вы можете и не знать истинного ответа на заданный вопрос, поэтому вам нужно понять, почувствовать, как ответил бы ваш партнер. Кстати, тот, кого презентуют, не может вмешиваться, и вынужден будет молчать»

 

  1. Вопросы, которые задают участники группы и ведущий выступающему, начинаются с обращения к нему по игровому имени человека, которого он презентует, и могут касаться самых разных тем, например:

 ·       Какие качества ты наиболее ценишь в людях?

 ·       Что ты считаешь самым отвратительным?

 ·       Есть ли человек, который оказал сильное влияние на твою жизнь? Кто он?

 ·       Чего бы тебе хотелось добиться в жизни? И т.п.

 

 Упражнение завершается обсуждением чувств и мыслей участников. При этом важно уделить внимание трем аспектам – способности учитывать время при презентации, способности верно и сжато передать полученную информацию от партнера и способность «вчувствоваться» в другого человека настолько, чтобы домыслить недостающую информацию.

 

  

 

  1. Заключительная часть. Вопросы (рефлексия):

 

 Оцени успешность твоей презентации своего партнера.

 

 Что ты чувствовал, когда твой партнер не сумел уложиться в отведенное время (замолчал раньше, чем закончилась минута?)

 

 Удалось ли партнеру верно изложить сведения о тебе?

 Получилось ли у твоего партнера стать твоим двойником?

 Правильно ли он угадал ответы, которые давал от твоего имени?

 Тяжело ли было говорить от имени другого?

 

 

Занятие 5

 

Тема: «Мы и наше настроение — от кого и от чего оно зависит»

 

 

Цель. Развитие навыков произвольного контроля и регуляции своего настроения.

Задачи. Актуализировать представления о факторах, влияющих на настроение людей; развивать навыки произвольного влияния на собственное настроение; помочь осмыслить и отработать приобретенный опыт.

Материалы. Мяч или мягкая игрушка, листы бумаги A3, набор цветных карандашей (фломастеров) или красок и кисточек для каждой краски.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Игра «Встаньте, сколько назовут». Участники по команде ведущего «Встаньте, четверо (трое, пятеро и т. Д.)» должны встать в указанном количестве. При выполнении упражнения каждый должен, не договариваясь ни с кем, самостоятельно принять решение (угадать!), вставать ли ему сейчас или оставаться сидеть. Упражнение выполняется до тех пор, пока не будет сделано правильно.

  1. Рисунок «Мое настроение». Далее участникам предлагается по очереди на общем листе бумаги изобразить свое настроение цветным карандашом, фломастером или краской — все выстраиваются в цепочку и в быстром темпе, подходя к столу, делают росчерк какого-либо цвета. По окончании ведущий предлагает участникам ответить на вопрос, какое у группы общее настроение (яркие и светлые тона свидетельствуют о преобладании хорошего настроения).

Ведущий побуждает участников вспомнить ситуации, когда настроение бывает не таким уж хорошим. Желающие приводят примеры, передавая друг другу мяч или игрушку.

  1. Изображение своего настроения. По кругу передается лист бумаги, на котором участники по очереди, выбирая карандаш (фломастер) соответствующего цвета, изображают свое настроение, когда:

- тебе предстоит делать то, чего ты делать не хочешь;

- кто-то указывает тебе на твои недостатки;

- кто-то  несправедливо  обвиняет  тебя;

- кто-то не выполнил то, что тебе пообещал;

- ты получаешь оценку хуже, чем предполагал;

Можно одни и те же ситуации предлагать нескольким участникам.

Ведущий демонстрирует оба листа, укрепляет их на доске и предлагает обсудить, что же такое настроение. Участники отвечают по кругу, продолжая фразу: «Настроение — это…». Далее обсуждается, от чего может зависеть наше настроение. Подводя итог высказываниям, ведущий подчеркивает, что на настроение влияют не только реальные события, но и воспоминания, самочувствие, погода и т. П.

  1. Основная часть. Ведущий предлагает вспомнить, что мы чувствуем, когда у нас плохое настроение: подавленность, беспокойство, раздражение и т. П. Обсудите, нужно ли человеку уметь преодолевать свое настроение, в каких случаях (необходимо выполнять свои обязанности, несмотря на настроение, бывают ситуации, когда нельзя показывать, что у тебя плохое настроение и т. П.). Обратите внимание, что в жизни каждого человека возникает необходимость управлять своим настроением. Желающим предлагается рассказать, как они справляются со своим плохим настроением (побыть одному, встретиться с другом, пожаловаться близким, послушать музыку, порисовать). Затем ведущий предлагает участникам, которые не высказывались, выбрать лучший, с их точки зрения, способ. Подводя итог обсуждению, ведущий подчеркивает, что тот, кто умеет управлять своим настроением, получает серьезное преимущество (может вовремя сосредоточиться, хорошо справляться с делами, не выдавать себя и т. П.) — примеры могут привести сами дети.
  2. Заключительная часть. Ведущий напоминает, какое настроение было у участников в начале занятия. Затем предлагает способ улучшать свое настроение при помощи специального упражнения.
  3. Упражнение «Вверх по радуге»: все встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вздохом они взбираются вверх по радуге, а, выдыхая — съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяют трижды, затем желающие делятся впечатлениями. Можно повторить упражнение с открытыми глазами еще 3—4 раза.
  4. Рефлексия.

 

Занятие 6.

 

Тема: «Наши недостатки и наши достоинства»

Цель: Развитие умения учитывать свои сильные и слабые стороны, стремиться преодолевать слабости и использовать преимущества.

Задачи: Актуализация представлений о человеческих слабостях и достоинствах как неотъемлемых сторонах личности; развитие умения объективно оценивать сильные и слабые стороны своего характера, стремления преодолевать свои слабости, использования достоинств и преимуществ; принятие себя и осмысление возможности самосовершенствования.

Материалы. Мяч или мягкая игрушка, писчая бумага, наборы фломастеров или цветных карандашей, пиктограммы «Мой дракон», ручки по количеству участников.

Ход занятия

  1. Вводная часть. Участники играют в игру «Любое число»,
  2. а затем выполняют упражнение «Вверх по радуге».
  3. Ведущий предлагает желающим рассказать о любимых блюдах. Подводится итог трех предыдущих занятий, посвященных привычкам. Обсуждается, какие привычки делают человека привлекательным для других (подчеркнуть, что речь идет не только о внешней привлекательности), какие дают нам определенные преимущества, какие мы ценим в себе и в других людях, почему. Участникам предлагается подумать, как одним словом можно назвать все перечисленные привычки (достоинства), обсудить, бывают ли люди, состоящие из одних достоинств. Следует подвести участников к мысли о том, что неповторимость каждого из нас проявляется не только в наших достоинствах, но и в наших слабостях. Обсудить, что такое слабости, подчеркивая отличие слабостей от пороков, почему они могут нам мешать, привести примеры.

Ведущий приводит пословицу: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». Участники делятся на три группы. Каждая получает по одной части этого высказывания и в течение нескольких минут придумывает маленькую историю или сказку, поясняющую ее. Можно предложить участникам нарисовать иллюстрации к своим историям. Каждая группа демонстрирует свой рассказ и иллюстрации.

  1. Основная часть. Рассказы групп обобщаются, при этом подчеркивается, что наши поступки способны во многом определять наши судьбы. Участникам предлагается обсудить, почему при равных обстоятельствах разные люди поступают по-разному. После нескольких высказываний ведущий побуждает участников сделать вывод о том, что поступки каждого из нас обусловлены нашими достоинствами и нашими слабостями (недостатками).
  2. Участникам предлагается работа над пиктограммой «Мой дракон». Они получают листы с контурами «дракона». Ведущий просит представить, что слабости (недостатки), мешающие нам жить, это головы дракона. Участники должны в каждую голову дракона вписать или нарисовать свои недостатки. Далее листы переворачиваются, складываются пополам, на них необходимо написать, какие человеческие достоинства могут помочь преодолеть имеющиеся у участников слабости (например, лень преодолевается трудолюбием, невнимательность — усидчивостью и т. п.).
  3. Заключительная часть. Ведущий еще раз подчеркивает, что нет людей, которые состояли бы из одних достоинств или из одних недостатков. Самый хороший человек имеет свои слабости, а самый плохой — свои достоинства. Все люди стремятся стать счастливыми. Чтобы преуспеть в этом, нет другого пути, как стараться преодолевать свои слабости и наращивать свои достоинства. Участникам предлагается на листах с пиктограммой одной чертой подчеркнуть те достоинства (сильные стороны характера), которые у них уже есть и которые помогают им преодолеть имеющиеся у них слабости, а двумя чертами — те достоинства, которые еще необходимо в себе развить.
  4. Упражнение «Черты характера». Сидя в кругу и передавая друг другу мяч, участники называют 1—2 черты характера, которые они хотят в себе развить.

Ведущему на заметку. В вводной части (упражнение с пословицей) следует особо подчеркнуть, что нельзя упоминать реальные события и людей; участникам может потребоваться помощь ведущего. Предупредите о необходимости уложиться в 3 минуты. При работе над пиктограммой «Мой дракон» объявите, что рисунки останутся у участников. В последнем кругу высказываний не следует заставлять говорить того, кто этого не захочет.

 

Занятие 7.

 

Тема: «Наши права и наши обязанности»

Цель: Развитие представлений о своих правах, их взаимосвязи с правами других людей и о своих обязанностях; дальнейшее развитие навыка уважать чужие права и стремления отстаивать свои права.

Задачи: Актуализировать представления о правах и обязанностях; развивать убеждения в необходимости уважать права других и отстаивать свои права; осмыслить полученный опыт.

Материалы. Мяч или мягкая игрушка, листы A3 с правилами «Чтобы твои права не нарушались» и «Как отстаивать свои права», листы писчей бумаги и ручки по количеству участников.

Ход занятия

  1. Вводная часть. Участники играют в игру «Шестерка»,
  2.  а затем выполняют упражнение «Цвет моего настроения».
  3. Желающие рассказывают, как они предполагают развивать в себе те черты характера, которые помогут справиться с имеющимися слабостями. Ведущий подводит итог высказываниям, напоминая, что, борясь с недостатками и развивая достоинства, человек стремится стать счастливым. Подчеркивает, что каждый имеет право на счастье.
  4. Для определения, что значит «иметь право», участники продолжают фразу «Я имею право...». Далее обсуждаются вопросы, у всех ли людей есть права, что такое обязанности, как связаны наши права и обязанности, есть ли на свете люди, у которых есть только права и нет обязанностей, или наоборот — только обязанности без прав. Подводя итог обсуждения, ведущий подчеркивает, что у всех людей есть те или иные права и обязанности; он предлагает обсудить у кого больше прав — у взрослых или у детей, почему. Обращается внимание: чем больше у человека прав, тем больше у него обязанностей.
  5. Основная часть. Участникам предлагается подумать, какие права нарушаются, если у человека отнимают принадлежащую ему вещь, вместо отдыха заставляют работать, насильно удерживают где-либо. Ведущий просит описать чувства человека, чьи права нарушаются (обида, растерянность, возмущение и т. п.). Обращается внимание, что часто мы, сами того не замечая, нарушаем права других людей. Если участники затрудняются привести примеры, можно предложить конкретные ситуации: бывает ли так, что мы без разрешения берем чужие вещи, своевременно не возвращаем взятое взаймы, мешаем учителю вести урок, грубим родителям, обижаем младших. Ведущий подчеркивает: так же могут нарушаться и наши права, и предлагает подумать, как сделать, чтобы ничьи права не нарушались. После краткого обсуждения участникам предлагаются следующие правила «Чтобы твои права не нарушались»:

Для того чтобы твои личные права не нарушались, они не должны ущемлять права других людей.

Заявляя о своих личных правах, надо помнить, что они есть и у всех остальных.

Уважай личные права других людей так же, как ты хочешь, чтобы уважали твои.

Если формулирование правил вызывает затруднения, можно предложить их в готовом виде, разместив на доске или в середине круга. Участники обсуждают правила, иллюстрируют их своими примерами.

Ведущий подчеркивает, что речь идет о личных правах людей (житейских, бытовых и т. п.), сообщает, что юридические права людей защищает закон. Предлагает обсудить, как защищать свои личные права. Обобщенный опыт детей формулируется в правила «Как отстаивать свои личные права»:

Когда нарушаются личные права ребенка, самый эффективный способ — привлечь на помощь взрослых (родителей или учителей).

Человек, отстаивающий свои личные права, заслуживает уважения и поддержки, так как это проявление не слабости,  а самоуважения.

Самый лучший способ отстаивать свои личные права — это уважать права других.

Эти правила также помещаются на доску или в середину круга.

  1. Заключительная часть. Участникам предлагается составить список своих личных прав с учетом правил, которые обсуждались на тренинге. После того как большинство участников запишет 2—3 пункта, желающим предлагается их прочитать вслух.

Ведущему на заметку. При завершении фразы «Я имею право...» следует побуждать участников перейти от заявления своих прав на удовлетворение первоочередных жизненных потребностей к правам более высокого порядка.

  1. Рефлексия

 

 

Занятие 8.

Тема: «Коммуникативная компетентность»

Цель: Совершенствование навыков общения, повышение уверенности в себе,

Задачи:

  • формирование навыков саморегуляции.
  • Снятие барьеров и страхов в процессе межличностного взаимодействия.
  • Повышение сплоченности группы.

 

  1. Вводная часть:

Приветствие. Упражнение «Снежный ком».

 

  1. Игра «Молекулы»

Члены группы - «атомы» - свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок) Атомы объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и т.д. в конце упражнения объединяется вся группа.

 

  1. Основная часть. Игра-фантазия.

Участники делятся на пары. Партнеры представляются по имени и обсуждают:

- От кого я получил свое имя?

- Кто из моих знакомых (родных) носит то же имя?

- Есть ли мои тезки среди известных людей?

- Знаю ли я литературных или киногероев, носящих то же имя?

- Как имя влияет на мое поведение в жизни?     

 

  1. Игра «Автомобиль»

Задание сконструировать автомобиль. Запчасти - члены группы. Через 15 минут вы должны представить ваш автомобиль в действии и разъяснить, из чего он состоит, какую функцию выполняет каждый участник.

 

Обсуждение и анализ результатов.

Как выбирались роли?

Довольны ли вы своей ролью?

Совпадает ли данная роль, с той которую вы обычно играете в жизни?

Почему вас выбрали на эту роль?

 

  1. Передача ритма

Участники легко держат друг друга за руки. Каждый один раз сжимает руку своего соседа справа.

Инструкция ведущего: «Сжатые руки - сигнал, который мы будем использовать в игре. Игра начинается, когда я пожму руку своего соседа справа. Когда он почувствует пожатие, то должен передать его направо своему соседу. Так рукопожатие проходит слева направо по кругу, пока не вернется ко мне в первый раз мы можем работать совсем медленно и спокойно. вы можете не торопиться передавать рукопожатие дальше.»

     Проводим несколько раундов. От раунда к раунду ускоряем темп.

 

  1. Заключительная часть. Угадай, кого нет.

Все участники закрывают глаза. В это время ведущий дотрагивается до одного игрока, и тот бесшумно покидает комнату. (в это время можно пошуметь). По сигналу ведущего все открывают глаза и смотрят, кого нет. Кто первым назвал имя отсутствующего, становиться ведущим.

  1. Рефлексия.

 

 

Занятие 9.

Тема: «Мы и наш клуб»

Цель: Дальнейшее снижение тревожности, развитие внутригруппового сплочения, осмысление своего персонального «Я» как части общего «Мы», своей группы (класса).

Задачи: Обобщить полученный опыт взаимодействия в группе; получить каждому участнику обратную связь от группы, развивать умение оказывать и принимать поддержку окружающих; осмыслить себя как члена группы, способной оказывать поддержку.

Материалы. Небольшие листы шестиугольной формы («соты») из цветной бумаги светлых тонов (голубой, розовый, желтый), в центре каждого листка написано «Я» (по количеству участников); наборы фломастеров или цветных карандашей, лист ватмана шестиугольной формы, на который в дальнейшем будут наклеиваться маленькие шестиугольники, фотоаппарат, бланки анкеты для оценки эффективности цикла тренинговых занятий.

Ход занятия

  1. Вводная часть. Ведущий предлагает вспомнить и поиграть в игры, в которые участники играли на тренингах, затем дает оценку качеству выполнения игр, подчеркивая, что сплоченность группы возросла, участники стали лучше понимать друг друга даже без слов («Любое число») и могут достигать высоких показателей («Коллективный счет»). Проводится краткое обсуждение, почему это произошло (подчеркнуть, что участники вместе прошли путь из 10 занятий, который дал им общий опыт, научил оказывать поддержку друг другу и т. п.).
  2. Основная часть. Ведущий напоминает, что цикл психологических тренингов подходит к концу, на следующем занятии завершится психологической игрой, а сегодня будет подготовка к ней. Еще раз перечисляются положительные изменения, произошедшие со всеми участниками, и выполняется упражнение «Комплименты». Подводя итоги, ведущий подчеркивает, что все отмеченные в упражнении положительные качества участников стали скрепляющим веществом, которое делает их группу такой сплоченной.
  3. Участники получают по одному листу шестиугольной формы и по набору фломастеров (цветных карандашей). Им предлагается изобразить свой «герб», на котором написано имя участника и какое-либо его положительное качество (из тех, что были названы другими или на собственное усмотрение). «Герб» надо оформить (можно раскрасить, сделать орнамент вдоль граней, изобразить свой портрет и т. п.). Затем участники по очереди наклеивают свои «гербы» на общий шаблон шестиугольной формы. Ведущий предупреждает, что наклеивать надо так, чтобы «гербы» плотно прилегали друг к другу (необходимо заранее учесть количество участников для того, чтобы все «гербы» поместились на общем шаблоне; необходимо, чтобы осталось свободное место, на котором чуть позже будет написано слово «Мы»).

Ведущий обращает внимание, что общий «герб» похож на пчелиные соты, очевидно, получилась прочная конструкция, так как пчелы очень трудолюбивы, всегда готовы выручить друг друга и вместе строят прочный дом. Участникам предлагается подумать, как одним словом можно назвать отдельные «Я». Необходимо подвести участников к идее, что все вместе отдельные «Я» составляют общее «Мы». Слово «Мы» записывается на свободном месте шаблона. Обсудите, может ли общее «Мы» существовать без отдельных «Я» (мы — это только все вместе...).

  1. Проводится упражнение «Какие мы»: все хором произносят «Мы все», а отдельные участники по очереди читают качества, записанные на индивидуальных «гербах», но только во множественном числе. Например: мы все сильные, ...умные, ...красивые, ... добрые и т. п.

4.

Ведущий подчеркивает, что при взаимной поддержке люди могут делиться своими положительными чертами и получать от других часть их силы, доброты; при этом каждый человек получает преимущества других, не теряя своих собственных. Желательно привести примеры из фильмов или книг.

  1. Заключительная часть. Участники выполняют упражнение «Путешествие на газете» (необходим большой лист бумаги или ковер для того, чтобы на нем поместилась вся группа). Далее выполняется упражнение «Те, кто»: ведущий называет наиболее общие свойства участников, завершая упражнение предложением взяться за руки всем, кто учится в этом классе.
  2. Участники в кругу, передавая друг другу игрушку или мяч, говорят о том, что больше всего запомнилось в тренингах.
  3. Делается общая фотография группы. Ведущий сообщает, что она будет наклеена на общий «герб» и потребуется на игре, которая состоится на следующем занятии.

Ведущему на заметку. Завершение цикла не должно стать неожиданностью для участников, поэтому в ходе всего цикла необходимо периодически напоминать, сколько занятий осталось до конца, и всячески подчеркивать, что по завершении цикла желающие смогут обращаться к психологу индивидуально. На бланках анкеты, конечно же, не указывается ее название.