Версия для
слабовидящих

Больше . Сброс . Меньше

Программа психолого-педагогического сопровождения «Выбор профессии»

Программа психолого-педагогического сопровождения

«Выбор профессии»

 

 

 

 

 

 

 

Педагог-психолог:

Седалищева А.А.

 

 

 

Чурапча.2014 г.

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни).

Школа должна осознать свою долю экономической ответствен­ности перед страной. Профориентационной работе следует занять важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно, более полное применение сво­им интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного произ­водства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.

Цель программы: создание условий для формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Задачи:

  • получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
  • координация работы классных руководителей по преемственности профориентационной работы между ступенями образования, по организации индивидуальной работы с учащимися и их родителями для формирования обоснованных профессиональных потребностей;
  • расширение системы профинформирования;
  • стимулирование творческого саморазвития и самосовершенствования личности школьника;

Направления работы:

1. Профессиональное просвещение включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качест­вах человека, существенных для самоопределения, о системе учеб­ных заведений и путях получения профессии, о потребностях обще­ства в кадрах.

2. Профессиональная диагностика – изучение личности школьника в целях профориентации. В процессе профдиагностики изучают характерные особенности личности: потребности, ценностные ориентации, интересы, способности, склонности, мотивы, профессиональную направленность.

3. Профессиональная консультация имеет целью установление соответствия индивидуальных личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии.

 

Ожидаемые результаты:

  • достаточная информированность школьников о профессиях и путях их получения;
  • сформированность у учащихся потребности в обоснованном выборе профессии: самостоятельно проявляемая активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности;
  • сфрмированность у учащихся уверенности в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности;
  • сформированность высокой степени самопознания школьника (изучение школьником своих профессионально важных качеств);
  • наличие у учащихся обоснованного профессионального плана (умение соотносить требования той или иной профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей);
  • сформированность у школьников профессионально важных качеств, т. е. качеств, непосредственно влияющих на успех в профессиональной деятельности.

Мероприятия:

9 класс

1) Классный час: «Мои увлечения – шаг к будущей профессии»;

2) Классный час: «Моя жизненная позиция»

3) Классный час: «Возможности и профессия»;

4) Классный час: «Куда пойти учиться?» (знакомство с учебными заведениями);

5) Классные часы по развитию навыков общения и взаимодействия.

6) Обсуждение с родителями возможных перспектив профессионального самоопределения (родительские собрания, индивидуальные консультации)

7) Диагностика:

  1. Методика «Карта интересов» Голланда
  2. Методика исследования самоотношения Пантилеева С.Р.
  3. ДДО Е.А. Климова
  4. Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда (Голланда)
  5. "Матрица выбора профессии". Г.В. Резапкина
  6. Ориентационный опросник «Диагностика направленности личности» В.М. Басса (Опросник Смекала-Кучера)
  7. Опросник «Определение профессиональных склонностей» (методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной)

8) Экскурсии на предприятия.

9) Формирование здорового образа жизни( классные часы, беседы медработника, родительские собрания).

10) Сочинение-рассуждение: «Кем я хотел бы стать и почему?».

11) Встречи с представителями различных учебных заведений.

12) Развитие интересов учащихся через участие в различных конкурсах (рисунки, поделки, фотографии и т. д.), концертах, спортивных соревнованиях.

10 класс

1)Классный час: «Профессии с большой перспективой»;

2) Классный час: «Сотвори своё будущее»;

3) Классные часы по развитию навыков общения и взаимодействия

4) Сочинение-рассуждение: «Кем я хотел бы стать и почему?».

5) Экскурсии по предприятиям

6) Диагностика

  1. Методика «Карта интересов» Голланда
  2. Методика исследования самоотношения Пантилеева С.Р.
  3. ДДО Е.А. Климова
  4. Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда (Голланда)
  5. "Матрица выбора профессии". Г.В. Резапкина
  6. Ориентационный опросник «Диагностика направленности личности» В.М. Басса (Опросник Смекала-Кучера)
  7. Опросник «Определение профессиональных склонностей» (методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной)

7) Встречи с представителями различных учебных заведений.

8) Развитие интересов учащихся через участие в различных конкурсах (рисунки, поделки, фотографии и т. д.), концертах, спортивных соревнованиях.

9) Родительское собрание: «Формирование профессиональной подготовки в старшем школьном возрасте»

11 класс

1) Классный час: «Психологические характеристики профессий»

2) Классный час: « Что век грядущий нам готовит»

3) Предоставление учащимся информации об учебных учреждениях и о правилах поступления в них.

4) Развитие способностей учащихся через углубленное изучение отдельных предметов.

5) Диагностика:

  1. Методика «Карта интересов» Голланда
  2. Методика исследования самоотношения Пантилеева С.Р.
  3. ДДО Е.А. Климова
  4. Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда (Голланда)
  5. "Матрица выбора профессии". Г.В. Резапкина
  6. Ориентационный опросник «Диагностика направленности личности» В.М. Басса (Опросник Смекала-Кучера)
  7. Опросник «Определение профессиональных склонностей» (методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной)

6) Формирование общечеловеческих ценностей, навыков общения и взаимодействия в процессе учебно-воспитательной работы.

7) анкетирование «Моё жизненное самоопределение» (центр занятости населения).

8)Родительские собрания: «Самовоспитание школьника как важнейшее условие его подготовки к профессиональному труду», «Самоопределение школьников»

9) Индивидуальные и групповые консультации родителей о перспективах развития рынка труда, о правилах приёма в профессиональные заведения, о контрактно-целевой подготовки кадров.

10) Встречи с выпускниками школы.

11) Встречи с представителями учебных заведений.

12) Выступления родителей перед учащимися о собственных профессиях.