Версия для
слабовидящих

Больше . Сброс . Меньше

Программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников на этапе первичной адаптации к школе. "Я-школьник"

Программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников на этапе первичной адаптации к школе.

"Я-школьник"

 

 

 

 

 

Составила

педагог-психолог:

Седалищева А.А.

 

 

 

 

Чурапча. 2014

Актуальность. Сохранение психологического здоровья учащихся на современном этапе развития Российского общества является целью и критерием успешности модернизации народного образования. Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.

Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. С началом обучения в школе увеличивается удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью( для детей в возрасте 6-7 лет, эта нагрузка является наиболее утомительной). Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу, это длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. По данным медиков только 20-25% детей приходят в школу здоровыми (2), это негативно сказывается на адаптации.

Адаптация (в переводе с латинского – приглаживание, приспособление) – характеристика психологического здоровья личности, т.е. гармонии с самим собой и окружающим миром. (8)

Совместная целенаправленная, специально организованная деятельность педагогов и родителей школьников способствует процессу адаптации.

Мы предлагаем один из возможных вариантов сохранения психологического здоровья младших школьников на этапе первичной адаптации к школе – программу психолого-педагогического сопровождения “Первый раз в первый класс”.

Цель: профилактика нарушения психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе.

Задачи:

  • создание условий для социально-психологической адаптации детей к школе(создание сплоченного классного коллектива, предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами и др.);
  • повышение уровня психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию;
  • адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к возрастным и индивидуально личностным возможностям и потребностям учеников.

Решение этих задач предполагает взаимную адаптацию ребенка, пришедшего учиться, и социально-педагогической среды, в которой происходит его обучение. С одной стороны, предпринимаются специальные усилия для того, чтобы повысить уровень готовности ребенка обучаться, включаться в систему педагогического взаимодействия. С другой стороны, само взаимодействие, его формы и содержание модифицируются в соответствии с особенностями ребенка и его возможностями.

Поставленные задачи реализуются посредством осуществления следующих направлений работы, обеспечивающих процесс адаптации детей к новым социальным условиям.

  • психологическая диагностика;
  • психологическое просвещение;
  • психологическое консультирование;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • диспетчерская функция (обеспечение взаимодействия со всеми структурами, влияющих на процесс адаптации).

 

Планируемый результат

Академическая адаптация характеризует степень соответствия поведения первоклассника нормам школьной жизни:

         1)  Положительное отношение к школе.

         2) Принятие первоклассником требований учителя:

-  предъявляемые требования воспринимает адекватно;

- первоклассник прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя;

         3) Принятие ритма учебной деятельности:

- проявляется познавательная активность на уроках;

 - учебный материал воспринимает легко;

- первоклассник глубоко и полно овладевает программным материалом;

- решает усложненные задачи;

-  выполняет поручения без внешнего контроля, проявляет большой интерес к самостоятельной работе.

          Социальная адаптация отражает успешность вхождения первоклассника в новую социальную группу:

- придерживается  правил поведения, принятых  в школе и классе;

- общественные поручения выполняет охотно и добросовестно;

- занимает в классе благоприятное статусное положение;

- дружит со многими одноклассниками;

- умеет решать межличностные проблемы.

          Личностная адаптация характеризует уровень принятия первоклассником самого себя как представителя новой социальной общности («Я – школьник»):

-  адекватные самооценка и уровень притязаний в школьной сфере;

- степень сохранности (как способность к восстановлению) на должном уровне психологического и физического здоровья.

 

Психодиагностический инструментарий

Методика «Беседа о школе» Т.А. Нежновой

Педагог-психолог знакомится с ребёнком и спрашивает его, нравится ли ему в школе. В зависимости от ответа задаётся первый вопрос "Беседы".

  1. Что тебе нравится (не нравится) в школе больше всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлекательное, любимое в школе?

Далее педагог-психолог говорит: "Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но только это будут истории не про то, что с тобой уже было, или случалось, а про то, что могло бы случиться, потому что случалось с другими. А ты будешь мне говорить, что бы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой.

  1. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: "Ребёнок, ты ведь у меня еще маленький, трудно тебе в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы отпустили на месяц, на полгода, на год. Хочешь?" Что ты ответишь маме?
  2. Представь себе, что мама так и сделала (послушалась тебя или поступила по-своему), договорилась, и тебя отпустили из школы с завтрашнего дня. Встал утром, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай, что хочешь... Что бы ты стал делать, чем бы ты стал заниматься в то время, когда другие ребята в школе?
  3. Представь себе, что ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже шесть лет, но он ходит не в школу, а в детский сад. Он тебя спрашивает: "Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к первому классу?" Что ты посоветуешь? Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты ходил в школу, а наоборот, к тебе приходила бы каждый день учительница и учила бы тебя одного всему, чему учатся в школе. Ты согласился бы учиться дома?
  4. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: "Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время, а можем попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню бывала у вас вместо учительницы". Как, по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница или чтобы мамы заменяли учителя?
  5. Представь, что есть две школы – школа А и Б. В школе А расписание уроков в 1 классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения, математики, а уроки рисования, музыки, физкультуры не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика редко – по одному разу в неделю. В какой школе ты бы хотел учиться?
  6. В школе А от первоклассника строго требуют, чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе Б не делают замечания, если встанешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. В какой школе ты хотел бы учиться?
  7. Представь себе, что в какой-то день ты очень старательно работал на всех уроках, и учительница сказала: "Сегодня учился очень хорошо, просто замечательно, я хочу как-то особенно отметить тебя за такое хорошее учение. Выбирай сам – дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить?" Что бы ты выбрал?

Классификация ответов
(Все ответы подразделяются на две категории А и Б)

Вопрос 1: уроки грамоты, счет, занятия, по содержанию и форме не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка.
Вопрос 2: несогласие ребенка на "отпуск".
Вопрос 3: учебные занятия - высказывания, описывающие распорядок дня, в который обязательно включены действия по самообразованию.
Вопрос 4: содержательная сторона подготовки к школе – освоение некоторых навыков чтения, счета, письма.
Вопрос 5: несогласие на обучение на дому.
Вопрос 6: выбор учителя.
Вопрос 7: выбор школы А.
Вопрос 8: выбор школы А.
Вопрос 9: выбор отметки.

Вопрос 1: дошкольные виды деятельности – уроки художественно-физкультурно-трудового цикла, а также внеучебные занятия: игры, еда, гуляние и т.д.
Вопрос 2: согласие на "отпуск".
Вопрос 3: дошкольные занятия: игры, гуляние, рисование, занятие по хозяйству без упоминания о каких либо учебных действиях.
Вопрос 4: формальные стороны подготовки к школе – приобретение формы, портфеля и т.д.
Вопрос 5: согласие на обучение на дому.
Вопрос 6: выбор родителей.
Вопрос 7: выбор школы Б.
Вопрос 8: выбор школы Б.
Вопрос 9:  выбор игрушки или шоколадки.

Преобладание в ответах ребенка категории А свидетельствует о том, что его внутренняя позиция имеет содержательный характер. Преобладание категории Б говорит об ориентации ребенка на до­школьные виды деятельности, на формальные стороны обучения.
При интерпретации полученных результатов необходимо помнить, что должны оцениваться не только количественные, но и качественные показатели. К ним относятся и общее поведение ребенка в ходе тестирования, и интерес, с которым ребенок берется за каждое новое задание, и темп работы, и готовность идти на контакт с экспериментатором, и утомляемость, и пр.

Проективная методика «Школа зверей» Т.А. Нежновой

Цель: выявление школьных неврозов на начальной стадии развития, выяснение причин и способов коррекции.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Оборудование: бумага, цветные карандаши.

Предварительная подготовка: Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите "Школу зверей". Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете находиться еще некоторое время в этой "Школе зверей", пока я буду считать до 10, а затем откройте глаза.

Инструкция: Вы побывали в «Школе зверей». А теперь возьмите карандаш и бумагу. Попробуйте нарисовать то, что видели. Дети выполняют задание. Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите то животное, которым могли бы быть вы. Рядом с ним поставьте «х» или «я».

Интерпретация:

Положение рисунка на листе. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих. Положение рисунка в нижней части – неуверенность в себе, низкая самооценка. Если рисунок расположен на средней линии, то у ребёнка всё в норме.

Контуры фигур. Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий — все это защита от окружающих. Агрессивная — если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой — если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, заслоны.

Нажим. При оценке линий необходимо обратить внимание на нажим. Стабильность нажима говорит об устойчивости, слабый нажим – о проявлении тревожности, очень сильный – о напряженности. О тревожности может свидетельствовать разорванность линий, наличие обводов, следы стирания.

Наличие деталей, соответствующих органам чувств, - глаза, уши, рот. Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации, изображение ушей (тем более больших и детально прорисованных) говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый, заштрихованный рот – о легкости возникновения страхов. Зубы – признак вербальной агрессии.

Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений. Большое количество вступающих в различные отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности и т.д.) и отсутствие разделяющих линий между ними говорит о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками. В противном случае можно говорить о трудностях в построении контактов с другими учениками.

Характер отношений между животным-учителем и животным, изображающим ребенка. Необходимо проследить, нет ли противопоставления между ними? Как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу?

Изображение учебной деятельности. В случае отсутствия изображения учебной деятельности можно предположить, что школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Если же нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать предположение, что у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника.

Цветовая гамма. Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребёнка в школе. Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и угнетенном состоянии.

Схема наблюдения «Карта школьной адаптации»

 Предназначена для фиксации наблюдений и оценок учителя по отношению к отдельным детям, в частности для более углубленного изучения проблемных детей. В ней представлены параметры, на основании которых можно оценить деятельность ребенка, особенности его эмоционально–волевой сферы и положение в классе. Эти сведения могут быть дополнительными для оценки адаптации ребенка в школе.
Ф.И.О. ______________________________________класс__________________

(правильный вариант подчеркните)
1. Уровень готовности к школе:
высокий — средний — низкий.
2. Успеваемость за 1-е и 2-е полугодие:
чтение
русский язык
математика
лучше письменные — лучше устные — без различия
3. Выполнение письменных работ:
лучше выполняет классные работы — лучше выполняет домашние работы — разницы в их выполнении нет.
4. Отношение к учебе:
ответственное — безответственное.
5. Отношение к школьным неудачам:
сильно переживает — быстро забывает о них — совсем не переживает.
6. Заболеваемость:
частая — временами — очень редко.
7. Дисциплина:
всегда хорошая — средняя — недисциплинирован.
8. Темп работы:
быстрый — средний — медленный.
9. Работоспособность:
ровная — скачкообразная — быстро падающая.
10. Внимание:
устойчивое — неровное — легко отвлекаемое.
11. Сообразительность:
быстрая — средняя — медленная — ограниченная.
12. Моторика:
чрезмерно подвижен — умеренная — малоподвижен.

13. Речь:
развита очень хорошо — не очень развита — плохо развита.
14. Выдержка:
хорошая — средняя — снижена — ничтожна.
15. Контактность:
общителен — замкнут — незаметен — неконтактен.

16. Положение в классе:
любим — пользуется вниманием — незаметен — нелюбим — отгорожен.
17. Настроение:
радостное — ровное — незаметное — серьезное — подавленное.
18. По сравнению со сверстниками:
1) менее труден               да            нет
2) сильно отвлекаем       да            нет
3) более утомляем          да            нет
4) чаще волнуется           да            нет
5) труднее в контакте      да            нет
6) больше колебаний в
работоспособности     да            нет
7) более пуглив и робок да            нет
8) более чувствителен    да            нет
9) более возбудим,
раздражителен             да            нет
10) более плаксив           да            нет
11) более беспокоен        да            нет
12) более подвижен        да   нет
19. Адаптация к школе произошла:
быстро — медленно — не произошла

Карта наблюдения «Изучение адаптации ребёнка к школе»

Рекомендуется применять не ранее первого полугодия обучения в школе. Учителем выставляются баллы от 0 до 5 по семи шкалам. Результаты обрабатывает педагог-психолог.
1–я шкала: учебная активность
5 — активно работает на уроке, часто поднимает руку, отвечает правильно.

4 — на уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются.
3 — редко поднимает руку, но отвечает верно.
2 — часто отвлекается, не слышит вопроса, активность кратковременная.
1 — пассивен на уроке, дает отрицательные ответы.
0 — учебная активность отсутствует полностью.
2–я шкала: усвоение программных материалов
5 — правильное и безошибочное выполнение школьных заданий.
4 — единичные ошибки.
3 — нестабильная успеваемость, перепады правильных и ошибочных ответов.
2 — плохое усвоение материалов по одному из предметов.
1 — частые ошибки, неаккуратность в выполнении заданий, много исправлений, зачеркиваний.
0 — плохое усвоение программных материалов по всем предметам, грубые ошибки и их большое количество.
3–я шкала: поведение на уроке
5 — добросовестное выполнение всех требований учителя, дисциплинирован.
4 — выполняет требования учителя, но иногда отвлекается от уроков.
3 — часто разговаривает с товарищами, не собран.
2 — скован на уроке, напряжен, отвечает мало.
1 — выполняет требования учителя частично, вертится, постоянно разговаривает.
0 — преобладают игровые интересы на уроке, занимается посторонними делами.
4–я шкала: поведение на перемене
5 — высокая игровая активность, охотно участвует в коллективных играх.
4 — малая степень активности, предпочитает занятия в классе с кем–либо из ребят.
3 — активность ребенка ограничивается занятиями типа: делает уроки, моет доску, убирает класс.
2 — не может найти себе никакого применения (переходит от одной группы детей к другой).
1 — пассивен, избегает других.
0 — часто нарушает нормы поведения.
5–я шкала: взаимоотношения с одноклассниками
5 — общителен, легко контактирует с детьми.
4 — мало инициативен, но легко вступает в контакт, если к нему обращаются.
3 — сфера общения ограничена, общается только с некоторыми.
2 — предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт.
1 — замкнут, изолирован от других.
0 — проявляет негативизм по отношению к детям.

6–я шкала: отношение к учителю
5 — проявляет дружелюбие по отношению к учителю, часто с ним общается.
4 — дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять его требования.
3 — старательно выполняет требования учителя, но за помощью чаще обращается к одноклассникам.
2 — выполняет требования учителя формально, старается быть незамеченным.
1 — избегает контакта с учителем, при общении с ним теряется, смущается.
0 — общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, плачет при любых замечаниях.
7–я шкала: эмоции
5 — хорошее настроение, часто улыбается.
4 — спокойное эмоциональное состояние.
3 — эпизодически появляется снижение настроения (цикличность).
2 — отрицательные эмоции преобладают.
1 — депрессивное настроение.
0 — агрессия.
Ключ
21-35 баллов — адаптация произошла полностью.
14-20 баллов — неполная адаптация.
0-13 баллов — дезадаптация.
Для получения более полной информации рекомендуется анализ по шкалам.

 

 

 

 

 

 

Блок занятий «Я-школьник»

  Занятие 1.

Тема:  «Знакомство»

Цель: помочь детям войти в контакт друг с другом и с взрослыми, осознать себя как личность.

Ход занятия

  1. Разминка. Педагог-психолог представляется, рассказывает о себе.
    Предлагает детям представиться, назвать свои имя и фамилию, затем встать по кругу и назвать свое имя с улыбкой, можно с прикосновением руки, глядя в глаза стоящему справа соседу. Ставится стул в середину круга, один ребенок садится на стул, остальные по очереди говорят ему свой вариант ласкового имени. Когда все участники по одному разу назовут имя сидящего на стуле, он встает, благодарит за приятные слова кивком головы и словом «спасибо» выбирает и называет наиболее понравившееся.
  2. Игра «Атомы и молекулы» Педагог-психолог: «Мы все — отдельные атомы, атомы бродят по одному, им скучно, и им захотелось собраться, соединиться в молекулы по два (затем по три, по пять и т.д., в конце — по количеству детей). Вот какая большая группа собралась, и всем атомам сразу стало веселей!»
  3. Рисование. Предложить всем сесть за парты и нарисовать по цветку.
    Если ребенок не может или не хочет рисовать, сказать ему: «Если бы ты был художником, смог бы нарисовать? Я три раза щёлкну, и ты начнешь рисовать». Собрать все нарисованные цветы в один букет и «посадить» (разложить на столе или на полу) — получится красивый, яркий луг.
  4. Игра «Передай тепло цветка другу». Стоя в кругу, соединить ладони, прочувствовать, как тепло передается по цепочке. В парах: на ощупь определить, какие у партнера руки, лицо, погладить по голове.
  5. Домашнее задание. Ребенок должен узнать у родителей, что обозначает его имя.

Занятие 2.

Тема:  «Я и моё имя»

Цель: способствовать установлению контакта между детьми, помочь детям осознать свои положительные черты характера.

Ход занятия

  1.  Разминка Педагог-психолог: «На прошлом занятии мы узнали, как кого зовут. Моё имя обозначает... (психолог рассказывает о своём имени). А вы узнали, что обозначает ваше имя?» Дети по очереди рассказывают о своем имени. Если не знают, психолог помогает (необходимо до занятия узнать, что обозначают имена детей). «Ребята, вам нравится, когда вас называют Колька, Машка? А Коленька, Машенька? Почему? Как вас называет мама?
    Дети отвечают по очереди. Можно предложить детям придумать себе имя: «Как бы вы хотели, чтобы вас называли?»
  2.  Игра «Волшебный стул». Один ребенок садится на отдельный стул в середине круга. Для того, кто садится на этот стул волшебный, произносятся самые лучшие слова и пожелания, называют его самые лучшие качества характера.
  3. Рисование. Дети рисуют свой автопортрет.
  4.  Упражнение на релаксацию. Лежа на полу, дети под классическую музыку представляют себя волшебниками (сказочными персонажами), вспоминая и повторяя все положительные слова, сказанные им окружающими.

Занятие 3.

Тема: «Я и моя семья»

Цель: знакомство с членами семьи, общими интересами, традициями.

Ход занятия

  1. Упражнение «Рисунок семьи». Сидя в кругу на стуле или на полу, ребенок рассказывает, как зовут родителей, остальных членов семьи (по рисунку или по фотографии), кто чем любит заниматься.
  2.  Игра «Поменяйтесь местами те, у кого...». Педагог-психолог предлагает поменяться местами детям, у кого
    а) есть старший брат,
    б) младшая сестренка,
    в) младший брат,
    г) старшая сестра,
    д) есть и брат, и сестра,
    е) дедушка и бабушка живут с ними вместе,
    ж) дедушка и бабушка живут в деревне и т.д.

Занятие 4. «Урок и перемена»

Цель: познакомить детей с правилами поведения на уроке и перемене, упражняться в их применении. Выявить школьную мотивацию.

Ход занятия

  1. Беседа на тему «Что такое урок?». Дети высказывают свои мнения. Педагог-психолог:  «Как можно показать, что ты готов к уроку? Например, в школе есть правило «Готов к уроку»: по звонку ученик становится возле свой парты и ждёт команды учителя. Давайте потренируемся выполнять это правило. Проигрывание ситуаций. Что нужно сделать:

а) когда входит учитель (или кто-то старший) в класс;
б) когда хочешь что-либо сказать;
в) когда кто-то опаздывает на урок и т.д.

2.  Игра на внимание. Педагог-психолог: «На уроке надо быть очень внимательным. Чтобы проверить вашу наблюдательность, давайте поиграем. Закройте глаза и положите голову на парту.
У кого сосед по парте со светлыми волосами? Поднимите руку с закрытыми глазами.
Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед с темными глазами? Поднимите руку с закрытыми глазами.
Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед...

3.  Беседа «Что можно сделать за перемену?»

Обобщение ответов детей: за перемену можно приготовиться к следующему уроку, сходить в туалет, переодеться на урок физкультуры, ритмики, дежурным вытереть доску, поиграть в игры.

4. Подвижная игра (по выбору детей)

Выработка правил поведения осуществляется самими детьми:
— в школе можно улыбаться и смеяться,
— нельзя ругаться и драться и т.д.

Педагог-психолог:
Прозвенит сейчас звонок —
Наш закончится урок.
Урок закончен. В начале урока мы научились выполнять правило «Готов к уроку», то же самое нужно делать, когда урок закончен. Учитель по звонку говорит: «Урок закончен», и все ученики должны встать возле своих парт.

Занятие 5.

Тема: «Ученье свет, а неученье – тьма»

Цель: укрепить желание учиться, получать знания, показать, что знания необходимы.

Ход занятия

  1. Разминка. Педагог-психолог: «Ребята, как вы думаете, зачем людям надо учиться?» Выслушивает ответы всех детей, делает обобщение.
  2.  Игра «Отгадай профессию». Дети по очереди имитируют движения, которые выполняются при определенной профессии, или говорят, что нужно для этой работы. Остальные дети отгадывают, кем хочет быть тот или иной ребенок, и называют качества, какими должен обладать представитель этой профессии.
  3. Беседа. Дети отвечают на вопросы: «А вас можно назвать работником? Кем вы сейчас работаете? Какими должны быть ученики? Что нужно для вашей работы?»
  4. Рисование на тему «Что мне нравится в школе». Завершение занятия.

Занятие 6.

Тема: «Когда всем весело, а одному грустно»

Цель: учить детей сопереживать друг другу, воспитывать дружелюбие, умение различать и понимать эмоциональные состояния.

 

 

Ход занятия

  1. Разминка. Педагог-психолог: «Во время прогулки в школьном дворе вы увидели грустного ученика. Ребята, давайте подумаем: почему он грустный?»
    (Ответы детей).«Вам его жалко? А как мы его можем утешить?»
    Дети предлагают варианты, выбирают наиболее подходящие. Педагог-психолог предлагает подойти к мальчику и попробовать его утешить.
  2.  Упражнение «Настроение». Демонстрация лиц с различным эмоциональным состоянием: радости, печали, веселья, злости, удивления и т.д. Предложить детям выбрать и «сделать» какое-либо лицо, спросить, что ему хочется сделать в этом состоянии, нравится или нет такой человек и почему? Когда у человека бывает такое настроение? Педагог-психолог: «За цветом можно увидеть различные предметы, живые существа. При помощи цвета человек даже может выразить свое настроение. Когда человеку радостно, у него все получается, он доволен, говорят, что он видит все в розовом цвете. А когда у человека неприятности, какого цвета у него настроение?» (Ответы детей.) Итак, если настроение хорошее, то его «рисуют» яркими, светлыми тонами: желтым, оранжевым, красным, светло-зеленым, голубым. Плохое настроение — темные цвета: черный, коричневый. Если трудно определить настроение, показать его можно при помощи синего, зеленого, серого цветов. Я вам предлагаю каждый день рисовать свое настроение».
  3. Рисование.  Предложить детям нарисовать лицо мамы, папы, братьев, сестер — какие они чаще всего бывают.

Занятие 7. 

Тема: «Волшебные СЛОВА»

Цель: воспитывать культуру поведения, вызвать желание соблюдать правила поведения, использовать в речи «волшебные» слова: здравствуйте, спасибо, до свидания, пожалуйста и т.д.

Ход занятия

  1.  Беседа.

Педагог-психолог:
— Здравствуйте! —
Ты скажешь человеку.
— Здравствуй! —
Улыбнется он в ответ.
И, наверно,
Не пойдет в аптеку
И здоровый будет много лет.
Когда люди говорят: «Здравствуйте», они не только приветствуют друг друга, но и желают здоровья. Любая встреча начинается с приветствия. Какие слова-приветствия вы знаете? А ещё как можно приветствовать? (Кивок головой, помахать руками, поклон, рукопожатие.)

  1.  Разминка. Предложить детям походить по классу и поприветствовать друг друга. Спросить: чье приветствие больше понравилось, почему?

Педагог-психолог:
Слова «До свидания!»,
«Спасибо!», «Простите!»,
Щедро дарите.
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома.
Слова эти очень важны,
Они человеку,
Как воздух, нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти нужно
С улыбкой дарить.

  1.  Беседа. Педагог-психолог. С кем можно здороваться, а с кем — нет: дома, в школе, на улице? В каких случаях говорим «на здоровье», «пожалуйста», «спасибо», и всегда ли надо их произносить? Вспомните, пожалуйста, случаи, когда вам помогли «волшебные слова».
  2.  Игра с мячом «Вежливые слова». Педагог-психолог. Чтобы узнать, какие ещё вежливые слова вы знаете, мы поиграем в игру. Я бросаю мячик, а вы, поймав, должны назвать вежливое слово и вернуть мяч. Не забывайте, что вежливые слова произносятся доброжелательно, глядя прямо в глаза.