Версия для
слабовидящих

Больше . Сброс . Меньше

ПРОГРАММА Коррекционно-развивающей работы в интерактивной среде темной сенсорной комнаты для детей «Чэбдик»

ПРОГРАММА

Коррекционно-развивающей

работы в интерактивной среде

темной сенсорной комнаты для детей «Чэбдик»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Чурапча

 

Программа коррекционно-развивающей

работы в интерактивной среде

темной сенсорной комнаты для детей «Чэбдик»

 

Пояснительная записка

       За последнее время в стране возросло количество различных детских заболеваний, резко увеличилось число детей-инвалидов, психически - нездоровых детей и детей с особыми потребностями в обучении. Профилактика заболеваний, предупреждение детской инвалидности, агрессивности и психолого-медико-социальная реабилитация и адаптация детей с особыми потребностями здоровья являются основными приоритетными направлениями в работе школы. Основной контингент уч-ся школы - дети из группы риска, а также дети социально-незащищенной сферы населения с различными нервными и психическими заболеваниями, которые нуждаются в своевременной специализированной помощи. За этими детьми, педагогами школы, проводится наблюдение и коррекционная

работа. Важность максимально раннего коррекционного воздействия обусловлена, прежде всего, анатомо-физиологическими особенностями ребёнка. Именно в раннем возрасте закладывается фундамент здоровья школьников и, в конечном счете, взрослых. Именно в раннем возрасте отмечается становление всех психологических процессов ребенка. Как отмечает ряд исследователей, эффективность коррекционно-развивающего воздействия в раннем возрасте тем выше, чем раньше его начало.

 

Цель психологической помощи:

         В системе комплексного взаимодействия на ребёнка при формировании и развитии психических процессов – изучение психологического развития обучающихся. Раннее и своевременное выявление психических нарушений у детей с 1 по 11 классы, сохранение психологического здоровья обучающихся, родителей и педагогов школы.

 

Психологическое сопровождение осуществляют педагоги – психологи:

Седалищева Агафья Афанасьевна, Борисова Мария Семеновна

 

 

Работа школьного психолога проводится по следующим направлениям:

 

1. Психопрофилактическая работа.

     Данное направление определяется ориентацией школьной психологической службы на изучение учащихся с целью обеспечения индивидуального подхода к ним, предупреждения трудностей в интеллектуальном и личностном развитии. Психопрофилактическая работа может проводиться с отдельными учащимися, группами учащихся и классами.

     В процессе психопрофилактической работы школьный психолог осуществляет следующие мероприятия:

1. По запросам учителей и администрации школы изучает интеллектуальные, личностные, эмоционально-волевые особенности школьников, их интересы и склонности.

2. Диагностируя детей, выявляет психологическую готовность к школьному обучению. Его работа направлена на выявление возможных отклонений и их коррекцию; предлагает родителям методы занятий с ребенком для ликвидации пробелов в обучении; совместно с учителями намечает программу индивидуальной работы с детьми для лучшей их адаптации в школе, для обеспечения компенсаторных ресурсов развития в

процессе обучения.

3. Проводит психологическое обследование детей при переходе их из начального звена в среднее и старшее. Намечает совместно с учителями

и родителями программу индивидуальной работы с учетом индивидуальной готовности детей к обучению

 

2. Диагностическая работа

      Это направление определяется ориентацией школьной психологической службы на выявление причин нарушений в обучении и воспитании учащихся. Диагностическая работа может проводиться с отдельными учащимися, группами учащихся и классами.

      Психолог осуществляет диагностику психологической готовности школьников к обучению. Выявляет психологические причины неуспеваемости (общей и по отдельным предметам); недисциплинированности учащихся; интеллектуальных, личностных и эмоциональных особенностей детей, препятствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания, формированию социальной адаптации; нарушений межличностных отношений учащегося со сверстниками, межличностных отношений в классе; нарушений отношений учащегося и педагога. Диагностическая работа проводится специальными психодиагностическими методами.

 

3. Коррекционная работа

      Направление этой работы связано с устранением отклонений в воспитании и обучении учащихся. Коррекция может проводиться с отдельными учащимися, группами учащихся и классами. Программа коррекции включает психологическую и педагогическую части. Психологическую часть планирует и осуществляет школьный психолог. Педагогическую выполняют педагог и родители с помощью школьного психолога. Психолого- педагогическая коррекция осуществляется только в тех случаях, когда определенные отклонения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания. В тех случаях, когда у психолога возникают подозрения о патопсихологическом характере нарушений, он рекомендует родителям обратиться в соответствующие учреждения.

 

4. Консультативная работа

      При осуществлении консультативной работы школьный психолог решает следующие задачи:

1. Консультирует администрацию школы, учителей, родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания детей. Консультации могут носить как индивидуальный, так и коллективный характер.

2. Проводит индивидуальное консультирование учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания.

4. Способствует повышению психологической культуры педагогов и родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций. Участвует в педсоветах, общешкольных и классных родительских собраниях.

5. По запросам народных судов, органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, инспекций по делам несовершеннолетних, милиции проводит психологическую экспертизу психического состояния ребенка, условий семейного воспитания с целью вынесения соответствующими инстанциями более обоснованных решений при лишении родительских прав, направлении школьников в специальные учебные заведения.

 

Основные виды работы кабинета психологической разгрузки

- Психологическое просвещение

- Психологическая профилактика

- Психологическое консультирование

- Психодиагностика

- Психокоррекция

- Коррекционно - развивающая работа

- Сказкотерапия

- Аутогенные тренировки

- Минуты релаксации

- Психологический настрой

- Игровая терапия

- Семейная терапия

 

Принципы комплектования группы и организации работы:

-добровольное участие;

-недирективность позиции взрослого;

-учет психофизических особенностей детей.

 

 

       Цель программы: целенаправленное и системное коррекционно-развивающее воздействие на сенсорно-релаксационную сферу детей с использованием ресурсов сенсорной комнаты.

 

Задача программы:

1) Снимать эмоциональное и мышечное напряжение детей.

2) Создавать благоприятный психологический климат

3) Развивать и корректировать сенсомоторные навыки

4) Развивать и корректировать зрительные, слуховые и тактильные ощущения

5) Развивать и корректировать умение выражать свои эмоции

6) Развивать и корректировать познавательные процессы (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, воображение)

7) Формировать представление об окружающем мире

8) Стимулировать чувствительность и активность детей

9) Оптимизировать уровень тревожности и агрессии

 

Для реализации целей и задач оборудована сенсорная комната.

Световой мерцающий интерактивный ковер «Млечный путь»является составной частью адаптивной среды.  Широкий  спектр применения можно найти и для светового мерцающего ковра «Млечный путь». Его можно использовать для закрепления  знаний о цвете, понятий «много», «высоко», «низко»; совершенствования фразовой речи. Она обеспечивает:

- развитие зрительно моторной координации;

- развитие слухового и зрительного внимания и памяти;

- формирование самоидентичности;

- снятие страха перед темнотой;

- снятие тревожности;

- тренировка вестибулярного аппарата.

     Панно "Бесконечность"

     Настенное панно. Имитация туннеля, уходящего в бесконечность на разноцветных светодиодах. Используется для зрительной стимуляции и релаксации. Позволяет развить пространственное восприятие, обладает успокаивающим эффектом.

     Пучок фибероптических волокон с боковым точечным свечением "Звездный дождь"

     Водопад волокон, изменяющий свой цвет вдоль волокна. Совершенно безопасные волокна можно ударять, держать в руках, обматывать вокруг тела, опускать под воду и т.п.

    Прозрачная колонна со световым и воздушно – пузырьковым эффектом (с плавающими рыбками)

    Пузырьковая колонна – основной и неотъемлемый элемент любой Сенсорной комнаты. В прозрачной колонне из прочного пластика, заполненной дистиллированной водой, поднимается бесконечное число воздушных пузырьков. Если в колонну запустить пластмассовых рыбок или шарики – то они начинают двигаться, подталкиваемые пузырьками воздуха.

  Ковер «Звездное небо»

Фибероптические волокна, вплетенные в черную ткань, завораживают эффективном мерцания. В темной комнате на стене то загораются, то гаснут разноцветные звездочки. Мягкую, теплую на ощупь поверхность ковра приятно трогать. Ковер используется для развития творческого воображения, побуждения к фантазированию, созданию новых тактильных ощущений. А также, для использования в работе с детьми и людьми с ограниченными возможностями для стимулирования двигательной и познавательной активности, для достижения релаксационного успокаивающего эффекта.

   Квадратный сухой бассейн.

   Сухие бассейны пользуются большим успехом в области физкультурно-оздоровительной деятельности детских садов и системы здравоохранения. В процессе нахождения в бассейне ребенок получает массаж всего тела, что положительно влияет на кровеносную систему. Игры в сухом бассейне помогают психическому и эмоциональному развитию малыша. Более того, играя с шариками сухого бассейна, ребенок развивает моторику, а также улучшает координацию движений. Шары для сухого бассейна отвечают всем современным санитарным нормам, а также требованиям к безопасности.

Ковер «Млечный путь»

Световой оптоволоконный модуль «Разноцветная гроза»

Предназначен для создания релаксационного и активационного светового эффекта в сенсорных комнатах.

Шар зеркальный

Предназначен для декоративного оформления интерьеров различного назначения, а при использовании световых пушек и привода создания классического светового эффекта метели из светового «зайчиков» и других световых эффектов.

Сенсорное кресло с гранулами «Кресло - груша»

Тактильная дорожка

      Позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать различные свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию

Интерактивный источник света для фибероптики

Источник света для фибероптики предназначен для направления светового потока от лампы в подключенный оптоволоконный кабель под уголком, необходимым для полного отражения света внутри кабеля. создает на противоположной стене световое пятно с плавными переливами всевозможных красок и узоров. Волшебное зрелище, напоминающее северное сияние приковывает внимание, создаёт поэтическое настроение, способствует релаксации и развитию фантазии. Идеально подходит для создания фантастических декораций.

 

 

Программа  работы в кабинете:

Детям группы риска;

-начальные классы по 30 мин. индивидуальные, групповые  занятия (звездная дождь в сухом бассейне, разноцветная гроза, прозрачная колонна с плавающими рыбками, занятие по тактильной дорожке, мяч,). В течение недели: в день по 3 ребенка, до обеда, каждый месяц, первая неделя месяца;

-старшеклассники по 40 мин. индивидуальные занятия в сенсорной кресле, (панно «Бесконечность», панно звездное небо, разноцветная гроза). В течении двух недель в месяц; в день по 4 ребенка, после обеда, вторая ,третья неделя месяца;

Детям инвалидам:

-индивидуальные занятия по запросу учителя или родителя;

- групповые занятия.

Предполагаемые  результаты:

    Улучшение в состоянии сенсорно-релаксационной и эмоционально-волевой сфер личности ребенка;

    Психологическая коррекция познавательно - аналитических навыков.